Креативная интеллектуальная деятельность – это «цепочка ценностей»: идея (замысел) → новация, т.е. проработанная и формализованная идея (схема, текстовое описание, озвучка, план, проект) → инновация, т.е. воплощенная новация, готовая к использованию. На каждом этапе возможен отсев и тогда – «фигвам»…
А какие бывают инновации?
1. Те, что нужны в производстве (создании, изготовлении, приготовлении) – новые технологии, схемы, методы, способы, приемы. Это, так называемые, технологические инновации. Что они дают? Повышение производительности труда, качества, решение каких-то проблем (что раньше было невозможно – теперь «опаньки – вот оно»!). А еще, новые технологии дают возможности создавать продукты, которые на старых технологиях создать было нельзя, а теперь «льзя». В общем – это очень полезные инновации! Каждому можно подумать – чем я занимаюсь, как делаю, какие инструменты использую, каков результат, какие проблемы, что можно улучшить? И вот получаете ваше собственное «ноу-хау» – приращение своего интеллектуального капитала. Экспериментируйте!
2. Те, что нужны конечному потребителю – товары, услуги. Это – продуктовые (товарные) инновации. Их назначение – лучше удовлетворять существующие потребности (удобней, красивей, приятней, иначе, функциональней …) и или выявлять и удовлетворять новые потребности – «Ух, ты! Вот оказывается что (как) можно!». В последние десятилетия много создано такого нового – те же компьютеры! Учась в вузе, я считал двигая ползунок логарифмической линейки и вращая ручку механического арифмометра. Предполагал ли я, что получу штуковину, которая не только вычислять может, но и информировать, развлекать, обучать… Конечно, радикально новый продукт в одиночку практически не создать (там, как правило, какие-то новые физические, химические, биологические эффекты), хотя были и такие случаи. Но усовершенствовать существующую конструкцию, дизайн, создать новые комбинации, расширить область применения – по силам каждому. Посмотрите на китайцев – очень изобретательны! У них какой-то творческий всплеск с начала китай-перестройки. А у нас, почему-то, нет…
3. Те, что находятся в нашей общественно-экономической жизни – политические, экономические, управленческие, социальные, культурные, психологические. Глобально, конечно, вы ничего не сделаете, но в свое личной жизни – на работе, в семье, в общении с друзьями очень много «точек», где можно изменить жизнь к лучшему, даже в условиях пандемии. Нас держат шаблоны, привычки, традиции, сложившиеся условия… Но можно менять распорядок, образ и стиль жизни, мировоззрение, имидж, эти самые привычки, характер, мышление … В принципе – это то, что мы называем развитием. Обучение и собственное делание, экспериментирование – вот, что здесь нужно! И еще одна фишка – если не создавать новизну в своей жизни, то трудно создать технологическую и продуктовую новизну. Вот так!
Успехов!