У каждого поколения и отдельного человека есть своя эмоциональная матрица, окрашенная в разные тона и оттенки пережитого. В период всеобщей изоляции впервые составляется матрица, включающая тревогу и страх умереть в мирное время. И мы теперь с полным правом можем повторить вслед за поэтом - а кто сказал, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне!
На нашей войне с коронавирусом мы очень быстро, и поэтому неожиданно, попали в точку бифуркации, где кипят нешуточные страсти за выживание. Аттракторы (траектории движения) непредсказуемы. Каждый из нас с трепетом наблюдает, как идет невообразимый эксперимент в мире, стране, городе, где мы живем.
Знатоки утверждают, что человечество кардинально изменится после. Ясно пока одно – психологическая разрядка потребуется всем. Сегодня многие начинают день со сводки о заболевших, выздоровевших и умерших. И мы тут же примеряем этот колпак лично на себя:
- Закашлял – простуда или «корона»?
- Сдавать тест или не сдавать?
- А может сразу бежать на МРТ?
- В наш подъезд приехала скорая или в соседний?
Думы о том, заболею или пронесет – главная эмоция тревожной матрицы времени в Москве.
Справляться с этим мы так и не научились. Особенно трудно приходится старикам и другим, входящим в группу риска людям. Если в отрочестве и юности мы довольно легко обретали защитный эмоциональный код от «обстоятельств», то в старости теряем его стремительно и безвозвратно.
Сейчас трудно представить, какая эмоциональная модель этого времени сохранится у каждого из нас в голове. Ученые нейробиологи считают, что со временем изображение воспоминаний меняется.
Наш личный сериал о жизни находится в постоянном развитии и обновлении. «Картинки» событий интерпретируются и сохраняются по образцу последнего рассказа или воспоминания. Таким образом этот сериал все время находится в движении. Чудеса преображения воспоминаний творит эмоциональный интеллект.
Эмоциональная матрица поколения, записанного в социальную страту риска, озвучена Булатом Окуджавой – может, и не станешь победителем, но зато умрешь как человек. Надеюсь, что этот код чести и достоинства перейдет к другим поколениям. И тогда легче будет пережить тревожную весну с надеждой на освобождение.
А какую эмоциональную матрицу мы оставим в истории, зависит от каждого из нас. Уверена в одном – главная весть будет о победе над биологическим врагом. Жаль только, что одновременно придется строить памятники как безвременно погибшим пациентам, так и врачам, которые ценой жизни их спасали и спасают сегодня. Пусть их будет меньше. А историю мы пишем вместе. Это точно. Здесь и сейчас.