Летят журавли. СССР, 1957. Режиссер Михаил Калатозов. Сценарист Виктор Розов (по собственной пьесе «Вечно живые»). Оператор Сергей Урусевский. Актеры: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин, Светлана Харитонова, Константин Кадочников, Валентин Зубков и др. 28,3 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Михаил Калатозов (1903-1973) поставил 12 полнометражных игровых фильмов, пять из которых вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
«Летят журавли» - бесспорно, главный фильм «оттепели» и единственная отечественная картина, получившая «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.
Наверное, о «Журавлях» спорили больше, чем о каком-то ином советском фильме 1950-х. О нем писали и пишут лучшие перья отечественного киноведения.
К примеру, кинокритик Майя Туровская (1924-2019) писала о том, что в фильме смешаны блестящие по мастерству эпизоды со сценами сентиментальными и банальными (Туровская, 1957). Туровская М. «Да» и «нет» // Искусство кино. 1957. № 12.
У кинокритика и литературоведа Льва Аннинского (1934-2019) была иная точка зрения на фильм. Он считал, что мелодрама в шедевре «Летят журавли» - «объект трагического переосмысления», «трагедия войны, обрушившаяся на самую незащищенную, на самую наивную душу» Вероники, и поэтому она контрапунктом стыкуется с мощной сценой гибели Бориса (Аннинский, 1976). Аннинский Л. Актер в режиссерском фильме // Актер в кино. М.: Искусство, 1976.
А кинокритик Ирина Шилова (1937-2011) особо подчеркивала метафорическую значимость главного женского образа фильма «Летят журавли», так как «образ Вероники отпечатался в сознании как незарастающая рана» (Шилова, 1993). Шилова И. Победа и поражение // Киноведческие записки. 1993. № 17.
Уже в 1990-х, анализируя восприятие калатозовского шедевра советскими кинокритиками эпохи «оттепели», киновед Нея Зоркая (1924-2006) вступала с позицией Майи Туровской 1957 года в своего рода спор через десятилетия, отмечая близорукость, поучительную самоуверенность и зашоренность «профессионально-критического зрения» «оттепельной» кинокритики, тогда как «шли годы, и зритель «догонял» полет журавлей — кстати, еще один из секретов прелести фильма — образ нерасшифрованный, образ вечной красоты. Все больше и больше трогала своей человечностью, вызывая слезы сопереживания и сочувствия, горестная судьба Вероники» (Зоркая, 1995). Зоркая Н. Полет сквозь время // Искусство кино. 1995. № 5.
Любопытно, что уже в XXI веке негативную позицию противников фильма «Летят журавли» 1950-х, названных Н. Зоркой «могиканами сталинского кино», активно поддержал кинокритик Денис Горелов, утверждавший, что «поколение, избравшее эталоном мужества циничных пацифистов Ремарка и Хемингуэя, на роль главной женщины возвело пошлую рабу эмоций, ложащуюся под кого попало… Со своим мелодраматизмом, романической позой, фальшивой публичностью и мильоном терзаний героиня прослойки Вероника оказалась по ту сторону своей просто и хмуро, по-толстовски воюющей страны» (Горелов, 2018). Горелов Д. Родина слоников. М.: Флюид ФриФлай, 2018. 384 с.
На мой взгляд, Денис Горелов ёрнически обнаружил свое полное непонимание авторской концепции фильма «Летят журавли» (или, цинично – ради провокации - сделал вид, что не понял).
Таким образом, фильм «Летят журавли» и сегодня продолжает быть в сфере интеллектуальных споров, рождает противоположные мнения.
Есть такое понятие – бесспорная классика. «Летят журавли» - классика мирового киноискусства, до сих пор вызывающая споры…
Александр Федоров, 2020