По мотивам книги «Sapiens: Краткая история человечества»
Какой же он разумный, если выбрал добровольное рабство вместо свободы и жизни в удовольствие? Разве так нас задумала вселенная? Человек придумал себе добывать хлеб насущный в поте лица своего уже после того как начал интенсивно потеть, добывая этот самый хлеб. А начал он потеть относительно недавно - каких-то 12 тыс лет назад, когда жизни вольного собирателя и охотника предпочел жизнь земледельца или скотовода! Примерно 70 тысяч лет назад наш предок пришел на Евразийский континент из Восточной Африки. 40 тысяч лет у него ушло на наше общее с ним любимое занятие - истребление себе подобных - других видов хомо, которых насчитывалось на континенте как минимум пять, а потом наступила воистину эдемская райская жизнь. Хомо сапиенс остался один, жил одним днем, трудился не более трех часов в день, собирая коренья, корнеплоды, орехи, ягоды, фрукты, забивая мелкую и крупную дичь, вылавливая рыбу и лягушек. Ел маленькими порциями, но в течение всего дня, получал самые разнообразные питательные элементы из еды столь разнообразной, что вряд ли мы найдем такое разнообразие ныне в самых крупных супермаркетах и шикарных ресторанах. Остальное время наш предок сапиенс тратил на творчество: наскальные рисунки, музыку костяных и деревянных флейт и кожаных барабанов и был счастлив. Он был рослым, крепким, здоровым и умным. Питательные элементы в разнообразной пище помогали ему сформировать сильный иммунитет, женщины кормили ребенка грудным молоком до позднего возраста, тем самым формируя его иммунитет с самого рождения, люди доживали до 65 лет, если не были съедены дикими животными (ну, бывало, что поделаешь). Войн не было, потому что, если малая община, которыми жили тогда люди, встречала более сильное враждебное племя, она просто откочевывала на безопасное расстояние. Людей ничего не держало на месте. Они постоянно шли. Нейронные связи в мозге нашего предка формировались с неимоверной скоростью и в невероятном количестве, поскольку охотники и собирателя вынуждены были держать в голове необъятный объем информации о местности и ориентирах, погоде, природных явлениях, видах растений и повадках диких животных. Они были искусными следопытами и гениальными ботаниками, способными выжить в самой пустынной части земли.
Но однажды, на свою беду, наш предок заметил, что оброненные им зерна дикой пшеницы прорастают. Потом он заметил, что если закопать зерна в землю, они прорастают быстрее и вырастают крупнее. А если поливать, а если рыхлить землю и выпалывать сорняки…
Так появился первый земледелец. Прошло каких-то несколько тысяч лет, и человек осел на месте, построил жилище, стал возделывать землю, трудиться с раннего утра и до поздней ночи не покладая рук, не разгибая спины, кстати, не приспособленной к такому труду для прямоходящего двуногого. На охоту и собирательство, а тем более, на творчество у него совсем не оставалось времени. Он обзавелся собственностью, живностью, запасами излишков пищи. Кстати, о пище… Самое разнообразное меню охотника и собирателя человек променял на пшеницу (рис, картофель или кукурузу, в зависимости от местности). Он ел теперь в основном мучное и только иногда мясо. Ел скудно, пару раз в день. Он начал строить планы, молиться на погоду. Если чужаки приходили, соблазненные богатым урожаем, человек предпочитал умирать в бою, даже если понимал, что чужаки многочисленнее и сильнее, и у него не шансов победить. Антропологи свидетельствуют, что количество скелетов людей, умерших насильственной смертью резко возросло в этот период. А все потому, что человек-земледелец уже не мог просто убежать. Бросить поле и домашний скот – означало умереть с голоду. Человек стал рабом скота и взращиваемых культур.
Рядом с земледельцами постепенно загоняли себя в добровольное рабство и скотоводы. Они только называются кочевниками, но это уже не те вольные охотники и собиратели. Они не пахали землю, но выращивали скот. Они так же, как земледелец к пашням, привязались к своим стадам и пастбищам, обросли имуществом и уже не могли наслаждаться жизнью, как это делали наши предки. Они перестали жить и стали добывать пищу в поте лица своего.
От скудной и неразнообразной пищи иммунитет человека понизился, его стали одолевать вирусы и микробы, женщины перестали кормить своих детей грудным молоком до позднего возраста (надо было пахать), преждевременно приучая их к скудной каше. Поселения росли, обносились стенами, в них стали бушевать эпидемии. Человек уменьшился в росте, отупел (объем необходимой для запоминания информации резко уменьшился) и ослаб физически и морально, стал зависеть целиком и полностью от погоды и урожая.
Шли тысячелетия. Наступил прогресс. Мы стали жить в городах, работать в офисах, строчить друг другу электронные письма и посылать SMS. Мы ускорились, но по-прежнему ничего не успеваем. Человек загнал в себя в рабство около 10 тыс лет назад, и с тех пор это рабство только становится все более и более эпичным. Оно ускоряется и густеет. И нет этому конца и края.
10 тыс лет назад вольные охотники и собиратели свернули не туда, на скользкую и тупиковую дорожку, с которой нет ни единого шанса сойти.