Найти тему
Томская неделя

Связь на все времена

Память является одним из преимуществ человека, которое позволяет жизни продолжаться

2020 год в России объявлен Годом памяти и славы, который нужен для того, чтобы напомнить россиянам о заслугах тех, кто ковал победу в Великой Отечественной войне. Каждый из нас является наследником этой Великой Победы. Вспоминая историю своей страны, мы вспоминаем историю предков, которые показали самоотверженность, стойкость духа и неподдельную любовь к Родине. С каждым годом открывается все больше ранее неизвестных фактов о войне, мы понимаем, что Победа была завоевана ценой миллионов человеческих жизней. Наш священный долг — передавать эти знания будущим поколениям. Можем ли мы сами оставить после себя что-то значимое для России, наших детей, внуков и всех тех, кто еще даже не родился? Можем, если будем беречь память о подвиге всех — от мала до велика — участников Великой Отечественной.
В руках Елены Арестовны книга «Мы пришли живыми», открытая на странице про ее отца
В руках Елены Арестовны книга «Мы пришли живыми», открытая на странице про ее отца

За 75 лет, отделяющих нас от войны, мы так и не смогли поименно установить судьбы всех ее героев и участников. Поиск погибших участников ВОВ начался в больших масштабах сравнительно недавно — в начале 2000-х. Историки стали активно закрывать темные страницы истории, появилось желание увековечить память участников Великой войны. Появились интернет-архивы, содержащие структурированную систему данных о многих фронтовиках. С каждым годом свидетелей и участников той войны становится все меньше. Но в семьях до сих пор пересказывают истории и хранят память о близких, воевавших на полях сражений. Эта память — наиболее ценная, поскольку уникальна: повторений личных переживаний не бывает.

В теплый весенний день на пороге собственной квартиры меня радушно встретила статная красавица с пронзительными синими глазами. Томичка Елена Арестовна Фёдорова — дочь фронтовика Ареста Петровича Фёдорова 1903 г. р. О нем-то нам и предстояло побеседовать.

— До войны папа мой был первым председателем колхоза имени Сталина. А о войне он не любитель был рассказывать, — начинает свой рассказ Елена Арестовна. — От упоминаний о войне он плакал… Пиджак с многочисленными орденами и медалями надел один раз в жизни, по просьбе внучки. Тем не менее папа прошел всю войну. Мобилизовали его в августе 1941 г., и сначала он три месяца пробыл в Красноярске на курсах связистов.

Арест Петрович Фёдоров в годы войны
Арест Петрович Фёдоров в годы войны

Самая опасная профессия на фронте

Многие скажут, что самое опасное на войне — быть танкистом. На поле боя танк живет в среднем три-пять минут, и смертность в этом роде войск самая высокая. Другие возразят — пехота, царица полей. Солдат живет одну, две атаки. Третьи скажут, что самое опасное место в авиации. Может, для кого-то будет новостью, но самая опасная работа на фронте была у связистов. Да, да, обычный связист. Почему? А все очень просто. Задача связиста — наладить связь между подразделениями, и в случае обрыва исправить ее повреждения.

Сейчас мы не можем представить себе и часа без средств связи. Ну, а в годы Великой Отечественной войны от слаженной работы связистов во многом зависела судьба большой Победы. Поэтому так ценна была работа военных связистов, приложивших героические усилия для обеспечения надежного телефонного сообщения на фронте.

Удостоверение за оборону Сталинграда
Удостоверение за оборону Сталинграда

В то время связь в войсках держалась на обычном полевом проводе. При артиллерийском налете его секло осколками. Пока другие солдаты прятались в траншеях, связисту под градом пуль и снарядов нужно было найти обрыв и восстановить связь. Одна такая ходка туда и обратно — все равно, что сходить в атаку.

Военный историк В. С. Хохлов пишет: «Подвиг связиста — особый подвиг. Далекий от внешнего эффекта. Ну что, на первый взгляд, героического в том, что линейный надсмотрщик или телефонист неоднократно исправляет под огнем противника поврежденную линию? Что героического в работе радиотелеграфиста, буквально вылавливающего сигналы нужной ему радиостанции в хаосе сигналов множества других станций? Но если присмотреться к действиям воина-связиста в боевой обстановке, нетрудно заметить, что его работа и, главное, значимость ее результатов далеко выходят за рамки одиночного подвига. От четкой работы связистов зависит быстрота и своевременность передачи донесений, распоряжений, приказов и команд, наибольшая потребность в которых возникает именно в условиях напряженного боя, особенно в критических ситуациях. Поэтому труд связиста на войне — самый необходимый, самый почетный и ответственный, от него часто зависит успех боя и всей операции».

Благодарность за многочисленные бои, написанная от руки на клочке бумаги
Благодарность за многочисленные бои, написанная от руки на клочке бумаги

Провода — нервы войны

«Связь — всегда святое дело, а в бою — еще важней…», — таков был слоган связистов. Связь играла большую роль в Великой Отечественной; ни одного серьезного сражения не обходилось без связи. Управление войсками без надежных средств связи просто немыслимо: подразделения нельзя оперативно собрать в ударный кулак, или эффективно руководить ими на поле боя. Связистам не хватало современной техники, боевого опыта, умения обеспечивать связь в маневренных условиях, при сильном воздействии авиации и артиллерии противника, при его частых нападениях на узлы и линии связи. Но горячее стремление внести свой вклад в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков, решимость преодолеть все трудности, чтобы выполнить те задачи, которые ставило командование перед войсками связи, проявляемое при этом мужество и бесстрашие — все это способствовало улучшению связи на фронтах.

Более миллиона военных связистов активно участвовали во всех сражениях Великой Отечественной войны, обеспечивали устойчивую связь для управления войсками и оповещения об обстановке на фронтах, снабжали штабы необходимыми сведениями, доставляли оперативную информацию в боевые части, передавали на места боевые приказы командования. Подвиги военных связистов по достоинству оценены Родиной: 304 человека удостоены звания Героя Советского Союза, 133 — полных кавалеров ордена Славы, сотни тысяч связистов и 645 частей связи награждены боевыми орденами и медалями, 172 подразделения связи названы в честь освобождаемых ими городов.

Шрамы на руках Елены Арестовны появились от работы в колхозе с 11-летнего возраста
Шрамы на руках Елены Арестовны появились от работы в колхозе с 11-летнего возраста

«Мы пришли живыми…»

— Удивительно то, что папа, всю войну пробыв на передовой, ни разу не был ранен! Хотя порой попадал в такие условия и ситуации, что в госпиталь даже хотелось попасть, просто чтобы отдохнуть… — просматривая фотографии, мы продолжаем беседовать с дочерью Ареста Фёдорова. — Папе довелось участвовать в боях под Тулой, Калугой, за Сталинград, за Симферополь, Севастополь; он воевал в Белоруссии, Латвии, Литве. В районе города Калач-на-Дону летом и осенью 1942 года дивизия, в которой служил папа, вступила в тяжелые бои с превосходящими силами противника, после чего был отход на новые позиции.

«С болью в сердце солдаты оставляли станицы, села, города… Правый берег Дона встретил сибиряков горьковатым запахом полыни. Над выжженной степью клубилась темная пыль, поднятая колоннами пехоты, гусеницами танков, колесами автомашин и обозных повозок. Воронки, вздувшиеся лошадиные туши с распростертыми ногами, расщепленные деревья, перевернутые вверх брюхом машины. Лица красные, потные, осатанелые, голоса хриплые. Солнце и пыль — больше ничего. Одуряющая, разжижающая мозги жара», — это строчки из книги «Мы пришли живыми», в которой несколько страниц посвящено фронтовику, связисту Аресту Петровичу Фёдорову.

— В апреле-ноябре 1943 года папа оказался на Сиваше (соленый залив, отделяющий Азовское море от Крымского полуострова — прим. автора), и эти дни врезались в его память, как кошмарный сон. В начале ноября, когда уже по берегам Сиваша соленая наледь белела в ночной темноте, их телеграфно-строительная рота вышла на обрывистый берег. Надо было проложить связь по дну Сиваша. И бойцы повторили подвиг красноармейцев времен Гражданской войны! Кто в сапогах, а кто в ботинках, пристроив себе на спину вещмешок и винтовку, вошли в ледяную воду. Ширина мертвого моря — три километра шестьсот метров. Фашисты, заметив, что красноармейцами прокладывается связь, открыли шквальный огонь. Связисты, сделав подкоп в стене обрыва, стояли кто по пояс, а кто по горло в ледяной воде. Переждав длительный обстрел, они продолжили прокладывать связь, которая в итоге была установлена. Но из двенадцати связистов выжили в том переходе лишь двое: папа и еще один связист.

Как вспоминал папа, на дне Сиваша лежали мумифицированные (будто бревна) останки бойцов Красной армии, погибшие еще при переходе Сиваша, штурмуя Перекоп во время Гражданской войны.

Арест Фёдоров надел свои ордена и медали единственный раз — для внучки
Арест Фёдоров надел свои ордена и медали единственный раз — для внучки

Урожденный интеллигент

Точку в войне сибиряк Фёдоров поставил в октябре 1945 г. Возвратился в родные края, где отдыхать тоже не пришлось. Работал на различных участках колхозного производства, а в 1950-е гг. снова был избран председателем своего родного колхоза им. Сталина.

— Папа мой был урожденным интеллигентом, хоть и с тремя классами образования, — улыбается моя собеседница. — Как они с мамой общались! И уважительно, и нежно, и подшучивали друг над другом. Повторюсь: о войне папа сам никогда не упоминал. Но очень дорожил наградами, наградными книжками. И я продолжаю бережно хранить все его медали, ордена, грамоты, его редкие воспоминания. Вот, посмотрите: это билет… А вот благодарность от генералиссимуса, Верховного главнокомандующего И. В. Сталина — обратите внимание, на какой бумаге выписана эта благодарность!

Беру в руки пожелтевший клочок бумаги — бывшую часть страницы какого-то печатного издания, на чистой стороне которой от руки перечисляется, за что выражается благодарность Аресту Фёдорову: «за прорыв…», «за взятие…», и так далее.

— Для меня все эти крупицы до сих пор очень важны, — заключает Елена Арестовна и ведет меня на кухню, угощать чаем с безумно вкусными блинами и двумя видами ароматного варенья — все собственного изготовления.

В том неспешном разговоре на кухне — за чаем, да блинами — моя радушная хозяйка продолжила свои воспоминания. А я, слушая ее неспешную четко артикулированную речь, вдруг поняла, что героев у моего материала будет двое. Потому что героями в той войне был не только отец, но и дочь.

26-летняя вдова Елена Фёдорова со своими детьми, 1959 г.
26-летняя вдова Елена Фёдорова со своими детьми, 1959 г.

«Раны заживают, а шрамы остаются»

— Вспоминаю тех людей, как они работали, все ведь вручную, — делится Елена Арестовна. — Когда началась война, мне было 11 лет. И я, как и другие дети, сразу впряглась в колхозные работы взамен взрослых, ушедших на войну. Жали мы руками, — женщина протягивает мне свои прекрасные трудовые ладони, все в рубцах от давних глубоких травм. — Вот это — в котлован падала кувырком с тачкой, руку и разрезала. А вот это — серпом жала в первый день. Раны заживают, а шрамы остаются…

В 13 лет Лена Фёдорова получила первую награду, как самая молодая героиня труда. Не просто «Лена — хорошая девочка»: в колхоз приехала комиссия проверять трудодни и нормы. И оказалось, что у Лены Фёдоровой с 11 до 13 лет было столько же норм и трудодней, сколько у взрослых колхозников!

В 26 лет Елена Арестовна осталась вдовой с тремя детьми на руках: шести, пяти и двух лет. Муж ее тоже воевал в Великой Отечественной, а умер от сердечной недостаточности. Замуж Фёдорова больше не выходила, хотя поклонников было много. Говорит, после той любви, что была между ней и мужем, никого не могла представить на его месте.

Из родной деревни Тюхтетского района Красноярского края Елена Арестовна переехала в Томск, когда подросли дети, и их надо было учить. Все трое получили высшее образование. Сама же Елена Арестовна так и осталась с четырьмя классами школы.

Колхозные будни, молодая Елена слева
Колхозные будни, молодая Елена слева

Есть чем гордиться!

— Я не жалею, что у меня нет образования, — искренне замечает моя собеседница. — Мне есть, чем гордиться. Уже 51 год я живу в Томске. Как ветерана, меня часто везде приглашают. И, когда очередь доходит до меня, часто говорю: «Да, после войны люди голодали, но восстанавливали города, села, фабрики, заводы. Мы за четыре года победили Гитлера; за пять лет восстановили мировую державу». Я горжусь этим!

Приехав в Томск, Фёдорова устроилась работать в Политехнический институт на ответственную хозяйственную должность. Попутно самостоятельно изучала все необходимые для работы в таком огромном вузе дисциплины, документооборот, СНИПы и прочее. Привычно бралась за любой объем работы. С начальством вопросы решала аргументированно и принципиально.

И до сих пор Елена Арестовна занимается общественной работой. К ней обращаются за помощью разные люди, и она идет на эффективное общение с властью в пользу простых людей. Также к Фёдоровой обратились за помощью в написании книги о родной деревне — и здесь она направила, дала дельные рекомендации для определения системы поиска необходимой информации.

Кроме общественной работы — конечно же, дети, внуки, правнуки, огород. А между делом эта 88-летняя красавица… пишет стихи! И почерк у нее до сих пор каллиграфический, просто загляденье.

В Великой Отечественной войне участвовал весь советский народ. Читая о войне сегодня, мы возвращаемся в те далекие годы, оживляем в своей памяти не только описанные события и героев, но и вспоминаем своих родственников, земляков, воевавших на фронте и ковавших победу в тылу. Все, что написано о войне, является как бы связующим звеном между нами, нынешним поколением, и теми, кто с честью прошел те страшные годы. И, раз уж 2020 год в России объявлен Годом памяти и славы, пусть никакие события не помешают нам снова вспомнить всех тех, кто отдавал силы, здоровье, мечты и жизни за наше сегодняшнее мирное небо. И пусть дни памяти Великой Победы мы вновь ощутим, как праздник! Потому что жизнь все-таки продолжается, но как в песне — «со слезами на глазах».

Софья Вольская