Практическую значимость клинико-анатомических конференций переоценить нереально. Лучшие представители терапии и других клинических специальностей были буквально взращены на разборе летальных исходов. Главной целью врачебной деятельности является постановка диагноза. Обсуждение лечения в его отсутствии – бессмысленное занятие. Методологически диагноз состоит из ряда слагаемых: основное заболевание, фоновая патология, сопутствующие болезни и осложнения – абсолютная структуризация.
Единственный способ проверки правильной постановки клинического диагноза – патологоанатомическое исследование, что, к сожалению, не всегда происходит в случае смерти пациента вне стационара. Иными словами – поликлинические доктора не имеют возможности проверить объективность поставленного диагноза, они лишены такого учебного пособия – наиболее информативного и показательного.
В рамках клинико-анатомической конференции всестороннему анализу подвергаются реальные клинические ситуации. Тщательным образом обсуждаются как все этапы ведения пациента, так и структура и рубрификация клинического и патологоанатомического диагнозов.
Цель таких мероприятий – отнюдь не поиск «крайнего», а полноценная и всесторонняя подготовка врачей первичного звена во избежание повторения наиболее распространённых ошибок в ведении пациентов на амбулаторном этапе, вследствие которых могут возникать поводы для неотложной госпитализации с последующим летальным исходом.
Клинико-анатомическая конференция – это высшая форма осуществления контроля качества в лечебно-диагностическом процессе на всех этапах оказания медицинской помощи. 95% ответов на свои вопросы доктора получают при вскрытии тела умершего пациента. Именно после вскрытия становится ясно: на каком уровне профессионального развития находится тот или иной врач? Чему следует уделить наибольшее внимание в процессе самоподготовки? В медицинской профессии мёртвые учат живых.
А все разговоры о том, что есть какие-то противопоказания для вскрытия тел умерших, носят обывательско-досужий характер, препятствующий развитию медицинской науки.