В этой статье я не стану писать о том, что в 41 танк Т-34 43 года,что вставили Т-44 и прочее. Пусть об этом другие пишут.
Хочу отметить штампы во всех современных фильмах "проклятые особисты" и "НКВДшники". Герои войны, которых хотят извести НКГБшники, НКВДшники и Смершевцы.
А вот описание события в битве подл Ровно 1941 года, когда танки Вермахта вышли к штабу "N" Армии. Начальник управления разведки Армии бежал в лес, начальник штаба Армии забился в угол блиндажа
... капитан особого отдела Армии, комиссар, председатель трибунала, заменили погибший расчёт орудия Ф-22 калибром 76-мм и открыли огонь по танкам. Германские танки были отброшены, оставив на поле боя 6 горящих машин.
Когда снайпер Ленинградского фронта Пилютин потерял глаз и потребовалась адаптация в определении расстояния - даже перепрыгнуть канаву было проблемой, то он стал инструктором снайперской школы, и не в тылу, а на фронте. Став офицером СМЕРШа, он тренировал снайперов и обучал секретам маскировки на нейтральной полосе. Среди его учеников была прокурор Ленинграда, которая выходила на нейтральную полосу и довела свой счёт до 12 убитых гитлеровцев за время блокады города. Есть только одно НО, от обычных снайперов, она в свободное время приходила в окопы, получала от Пилютина инструктаж обстановки и готовую позицию. Но на нейтральной полосе она была в тех же условиях, как и остальные снайпера.
Нам вдалбливают в головы и уже многим вдолбили, что все эти особисты, только и делали, что чинили козни против наших солдат.
А хотите пример из Сталинградской битвы? Командующий танкового корпуса, сменившего за месяц три состава, "особый отдел" отметил, как виновника огромных потерь в корпусе, потому что корпус прямолинейно атакует укрепрайон в лоб, не предпринимая даже попытки обхода с фланга. При этом не пытается наладить связь с артиллерией и авиацией. И только когда из Ставки "поставили клизму с патефонными иголками" доблестный генерал Ротмистров пишет 23 сентября 1942 года:
1-я Гвардейская армия расформирована, остатки её передали в 24-ю Армию. Генерал Ротмистров за 3 месяца боёв три раза сменил комплект боевой техники и...
«... глубоко задумался о том, что пора нам, прежде всего старшим командирам, научиться воевать грамотно, со знанием дела…Малоуспешное проведение контрудара при наличии большой массы танков свидетельствовало о слабом умении применять крупные танковые соединения». Даже имея данные о противнике, основные потери мы несли не во время прорыва переднего края вражеской обороны, а прибое в её глубине, когда нарушается взаимодействия танков а артиллерией и пехотой и отсутствовала авиационная поддержка. Беда здесь состояла прежде всего в том, что наши артиллеристы из-за не удовлетворительно налаженной разведки или недостатка тяжёлых пушек в период короткой огневой подготовки атака полностью не подавляли противотанковые средства гитлеровцев. Не оказывали им помощи и авиаторы. Прорвав вражескую оборону, танки сразу же наталкивались на мощный огонь артиллерии и танков противника из глубины его обороны. При том они оставались в одиночестве, поскольку гитлеровцы отсекали нашу пехоту пулемётным и миномётным огнём, прижимая её к земле непрерывной бомбёжкой.
Но в этом была вина и самих танкистов, которые готовясь к наступлению только информировали артиллеристов о своих задачах, но не согласовывали взаимодействия по рубежам, пристрелянным артиллерией, не устанавливали сигналов вызова артиллерийского огня, не поддерживали постоянной связи с командирами и наблюдательными пунктами артиллеристов».
У генерала до этого был солидный опыт боёв, до которых он преподавал тактику бронетанковых войск, защитил диссертацию и стал доцентом, участвовал в «Финской войне», участвовал в создании первых механизированных корпусов и вот, наконец –то «задумался» над изменившейся тактикой ведения боёв, зависящих от увеличения бронирования танков, увеличение зависимости пехоты от артиллерии и участия авиации, поддерживающей пехоту на поле боя.
Видимо сказался доклад комиссара госбезопасности Абакумова в Государственный Комитет Обороны и в Генштаб, о том, что в больших потерях 7-го танкового корпуса виноват прежде всего сам командир.
Рокоссовский и Жадов объяснили неудачу 66-й Армии: «Люди не обучены и совершенно не подготовлены, многие совершенно не умеют владеть винтовкой. Прежде чем воевать, надо новую дивизию хотя бы месяц обучать и подготовить. Командный состав как средний, так и старший (как и генеральский) практически безграмотный, не может ориентироваться на местности и теряет управление подразделениями в бою. .. При наличии большого артогня и массированных налётов нашей авиации, части продвигаются очень медленно… Авиация противника активности не проявляла. Силы противника перед фронтом 66-й Армии незначительные, противник собрал солдат из тылов…»
"Особый отдел" Донского фронта в докладной начальству отмечает в первую очередь бездарное и неумелое командование со стороны полковых командиров, дивизий и самого генерала Жадова. Артиллерийские наблюдательные пункты находились глубоко в тылу, потому огонь открывался раньше времени –до выхода стрелковых частей на исходный рубеж для атаки, либо накрывала огнём свои части. Отдельные артполки были без боеприпасов и огня совсем не открывали. Авиация сама по себе периодически совершала налёты иногда на свои войска.
«В следствии плохого питания и истощения бойцов в 587-й и 692-й стр. полков, в 212 стр. дв. зарегистрировано 23 смертельных случая. В 62-й СД отмечено 9 смертельных случая. Врачебные комиссии установили, что смерть последовала от истощения и переутомления организма. Не смотря на сигналы, ни командование Армии, ни командование фронтом не приняли должных мер учреждения тыла для организации нормального снабжения. Армия Жадова не являлась исключением.
Так кто же у нас "злой гений"? Командиры, посылающие танки в лоб против противотанковых полков или особисты, которые "коварно" отметили тупость преподавателя тактики ведения боя, ведущих себя преступно в боях за Сталинград?