Аутистам и алаликам в дополнение к нарушениям речи часто свойственна некоторая физическая "деревянность" и неловкость.
До определённого возраста физическое развитие в большинстве случаев проходит без вопросов. Например, мой сын по возрасту научился базовым малышовым движениям: переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. Но вот дальше...
Слезть/залезть на диван было большой проблемой - кое-как научились этому аж к полутора годам. Подниматься по лестнице, чередуя ноги, получилось только к 2,2. Примерно в этом же возрасте научились спрыгивать с небольшой высоты на пол. Сравнительно полноценные прыжки с крохотным отрывом от земли появились ближе к 2,7 годам.
Читая паблики и комментарии других родителей, я понимаю, что мы не одни такие. У особых детей трудности с крупной моторикой и её замедленное развитие после 1-1,5 лет наблюдаются почти повсеместно.
Почему возникают трудности с физическим развитием?
Проблемы с имитацией
При занятиях спортом требуется наблюдение и копирование действий другого человека. Что для алаликов, что для аутистов, сосредоточить внимание и повторить действия - большая проблема.
Отсутствие мотивации
Особые дети часто не понимают зачем им напрягаться и делать что-то, что может быть сложным или дискомфортным для них. Для них недостаточно мотивации обычных детей "быть как взрослые".
Почему физическое развитие и спорт так важны для мозга?
Потому, что сложные моторные движения заставляют работать нейроны, улучшают кровоснабжение и насыщают мозг кислородом. Но кроме этого физические нагрузки заставляют мозг расти.
Подавляющее большинство нейронов закладываются ещё до рождения. Но некоторые части мозга сохраняют возможность производить новые нейроны, создавая больше связей и заменяя повреждённые. Реализуется это через нейротрофины - особые вещества, которые стимулируют и контролируют рост нервных клеток.
Одним из самых активных нейротрофинов является нейротрофический фактор мозга - это белок, который вырабатывается в организме под действием гена BDNF. Нейротрофический фактор мозга очень важен, так как под его действием растут нейроны в коре головного мозга и гиппокампе, которые ответственны за обучение, память и обработку сенсорной информации.
Учёные проводили эксперименты с выключением работы гена BDNF на мышах. Для мышей это закончилось плохо - они страдали от дефектов развития ЦНС, нарушения координации и обострённой сенсорной чувствительности. Некоторые мыши погибали от пороков сразу после рождения.
Считается, что гены - это что-то постоянное, что-то, на что нельзя повлиять. Но это не так. Многие гены увеличивают или уменьшают свою активность под действием факторов внешней среды. И ген BDNF как раз такой ген - физические нагрузки увеличивают его синтез в 3 раза, что запускает процесс роста нейронов и прямо влияет на нейропластичность - то самое восстановление связей между нервными клетками, за которым мы, родители особых детей, так гонимся.
Кроме роста мозга, систематические физические упражнения снижают у детей агрессивность, тревожность, помогают сосредоточится, научится имитации и повышают мотивацию.
Детей с нарушениями развития нередко сопровождает вторичное СДВГ. Исследования показывают, что СДВГ вызывается дисфункцией обмена дофамина и норадреналина в мозге. Так вот, эти вещества можно восполнить только двумя способами: фармакологическими препаратами и спортом. Причем если фармакология только искусственно поддерживает нужный уровень вещества, то систематические занятия спортом фактически лечат СДВГ - они учат организм правильной выработке и обмену.
Как мотивировать ребёнка делать упражнения и чем можно заниматься?
Отсутствие имитации и мотивации самая большая проблема. Показываешь что-то ребёнку, а ему всё равно. Он даже не смотрит. Но не стоит опускать руки!
По крайней мере вначале пути, особым детям не подойдут традиционные занятия с инвентарём и сложными моторными движениями. Но в игровой форме можно многое из них выжать.
- Игровой туннель ИКЕА или аналогичный ему
Равнодушных к тоннелям малышей мало. Особые дети не исключение - они с охотой забираются в тоннель, чтобы его исследовать. А пока они его исследуют, параллельно незаметно для них развивается крупная моторика и межполушарные связи (полушария начинают более слаженно работать и обмениваться информацией) потому, что чтобы ползать ребёнку необходимо одновременно выполнять движения правыми и левыми конечностями.
- Ходьба по массажным коврикам
Помимо того, что это замечательная профилактика плоскостопия, ходьба по массажным коврикам тренирует нервно-мышечную систему. Как? На коврики с разными поверхностями дети ставят стопу по-разному. Нервные окончания на стопах получают разные сигналы и учатся их обрабатывать, что положительно влияет на развитие сенсорики и координации.
- Ходьба по скамье или массажным кочкам
Ещё одно простое упражнение, доступное особым детям. Прекрасно развивает равновесие и проприоцепцию (ощущение положения тела и конечностей в пространстве).
Для выполнения требуется низкая скамья или длинная доска - по ним ребёнок должен ходить, пытаясь удержать равновесие. Если этих предметов нет или их некуда ставить, можно использовать дорожку из массажных кочек, по которым ребёнку надо шагать туда-сюда.
- Ходьба на руках
Мой сын обожал это упражнение и буквально заливался смехом от него. Оно очень хорошо тренирует руки и спину. Так как голова оказывается ниже туловища, к ней лучше приливает кровь, увеличивая питание мозга.
Мы обходились без подсказок, но если ребёнок не понимает, чего от него хотят, то можно сделать наклейки в форме рук на пол.
Если жалко портить пол наклейками, то к фигуркам рук можно с изнанки прицепить липучки и использовать их на ворсистом ковре - липучки, цепляясь к ковру, будут удерживать "руки" на месте.
Внимание: не делайте это упражнение, если у ребёнка повышенное артериальное давление и проблемы с сосудами глаз и мозга.
- Батут
Отличный способ заставить поработать физически даже самых ленивых детей-нехочух. На нём можно достаточно легко и без принуждения научить ребёнка прыгать. Кроме общего физического развития, батут прекрасно тренирует равновесие, так как при прыжках человеческий организм интуитивно старается подобрать лучшее положение для приземления без травм.
Внимание: для детей с какими-либо проблемами в области шейных позвонков батут противопоказан.
- Кегли
Простая, всем знакомая игра, хорошо развивающая глазомер, точность и силу движений - то, с чем у особых детей практически поголовно трудности. Каким-то особым правилам учить ребёнка не надо. Пусть даже одну кеглю собьёт и это уже будет маленькая победа.
Мы купили кегли в магазине. В комплекте с ними шли 2 совсем лёгких пластиковых мячика, которые ничего не сбивали, поэтому мы просто заменили их на самый обычный мяч.
- Забрасывание мяча в корзину (баскетбол)
Развивает то же самое, что и кегли - ловкость, точность движений, глазомер.
В магазинах есть раскладывающиеся стойки с корзинами. Если у вас дома совсем мало места или нет денег, можно организовать подобную игру, просто закидывая мяч в обычное ведро.
- Шведская стенка
Эффективная и всем известная классика ЛФК. Если есть возможность, обязательно поставьте дома и у вас фактически получится мини-площадка.
При помощи шведской стенки можно тренировать мышцы и межполушарное взаимодействие, забираясь по лестнице туда и обратно. А висение на кольцах и турнике укрепляют спину (если нет лишнего веса).
- Бассейн с шариками
Ещё одно замечательное приспособление, от которого не откажется ни один ребёнок. Казалось бы, что особенного в бассейне с шариками? Но они прекрасно снимают напряжение и тревогу, а ещё улучшают координацию. Шарики норовят ускользнуть и малышу приходится постоянно работать, ища удобное положение, чтобы сделать какое-то движение.
Для гиперактивных малышей с проблемами по части сенсорики лучше выбирать спокойные цвета шаров, чтобы не перегружать нервную систему - от чрезмерной стимуляции цветом ребёнок может стать более капризным и начать хуже спать.
Всё вышеописанное - фактически игры с вовлечением физического компонента. Сверхъестественной спортивной подготовки вы от них конечно не получите. Но сделать базу, улучшить настроение, мышечный тонус и развить ребёнка им вполне под силу.
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Как выбрать логопеда для ребёнка с алалией, аутизмом и другими нарушениями развития
"Волшебные пилюльки" - помогают ли лекарства при алалии, аутизме и ЗПР?
Мелкая моторика как база развития речи у неговорящих детей