После победы Наполеона над прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III, поляки с радостью приветствовали победителя в Варшаве, мечтая получить из рук французского императора восстановление всего былого польского величия. Наполеон отобрал у Пруссии польские земли, отошедшие ей по второму и третьему разделу Речи Посполитой, а затем создал совершенно новое польское государство под названием герцогства Варшавского.
Наполеон, утверждая новое государство, хотел с одной стороны, отблагодарить поляков за то, что они сражались под его знаменами, а с другой стороны, успокоить Австрию и Россию, что их польские владения останутся в неприкосновенности.
По Тильзитскому договору от 25 июня 1807 года новым варшавским герцогом стал саксонский король Фридрих-Август, который с мая 1791 года был официальным наследником короля Станислава Понятовского. Герцог был верным союзником Наполеона и вполне удовлетворял всем требованиям Франции, предъявляемые к главе польского государства. Он с полной готовностью выполнял все требования французского императора.
У нового государства были несколько конкретных задач: поставлять провиант во Францию и новых солдат для императора; ослабить Пруссию, лишив ее значительных территорий, которые могут послужить плацдармом в войне с Австрией и Россией. Только для этих целей Наполеон и создал новое польское государство.
В какой-то степени, он даже унизил поляков, сузив значение польских областей до названия Варшавского герцогства. При этом Наполеон очень скрупулезно избегал применять слова "поляк" и "польский" во всех официальных документах, чтобы не вызывать подозрений у Австрии и России в том, что новое государство является основой для восстановления Польши в ее исторических границах.
В новой конституции, которую Наполеон дал жителям Варшавы и "великой Польши" не включалось статей о признании прав поляков на утраченные польские земли. На официальном уровне в Варшаве стали ставить под сомнение термин "поляк из Варшавского герцогства". Абсолютная власть в стране, несмотря на конституцию, принадлежала королю Фридриху-Августу, он мог на свое усмотрение переписывать конституцию и распускать сейм.
В конституции даже не было намека на гражданские права и свободы: свободы печати, слова, собраний и союзов, отсутствовали статьи на обеспечение личной и имущественной неприкосновенности. Однако конституция уравнивала в правах все сословия и вводила личную свободу крестьян, но без закрепления за ними земли, которая оставалась за шляхтой. Польский помещик сохранял за собой права прогонять крестьянина с земли и оставлять в свою пользу инвентарь и посевы. В результате в стране появились толпы бродяг и преступников.
Наполеоновская конституция, подчеркнув равенство всех граждан перед законом, на деле не выполнялась. Поляки ограничивали политические права евреев, им запрещалось приобретать сельские недвижимые имущества, а также не разрешалось селиться на некоторых улицах Варшавы.
В целом, наполеоновская конституция была чужда историческому духу поляков, поскольку унижала их аристократические предания. Возмущало поляков и уничтожение бракосочетания в церкви, потому что согласно новым правилам брак или развод фиксировался простым гражданским договором.
Но поляки должны были быть довольны хотя бы потому, что Наполеон не покушался денационализировать польское племя, в отличие от пруссаков, стремившихся уничтожить все польское через насаждение германизма. При пруссаках Польша была лишена родной речи в правительственных учреждениях. В судах и университетах все было только на немецком языке. Прусская политика была направлена на поголовное онемечивание поляков. Наполеон восстановил повсюду польский язык.
Однако, поляков это мало трогало. Их заветной мечтой было восстановление польского государства в ее исторических границах и возвращение полной независимости. Франция была надеждой поляков на осуществление своих мечтаний, заставляющих их воевать за интересы Наполеона. Военные услуги, оказанные Франции, были столь незначительные по своим масштабам, что Наполеон считал свои благодеяния полякам чрезмерным вознаграждением.
Но поляки всегда думали только себе, их никогда не интересовала сложная международная обстановка, а тем более планы французского императора, искавшего пути сближения с Александром I. Для поляков не существовало границы между возможным и невозможным. Если они чего-то хотели, просто шли напролом, сломя голову. А между тем Наполеон вообще не собирался восстанавливать Польшу в ее прежних пределах и подтверждал это подарком Александру I в виде Белостокской области.
Все это вызывало у поляков кроме раздражения и некоторую иронию. Они говорили, что у них "герцогство Варшавское, монета прусская, войско польское, король саксонский, а кодекс французский". Но все одинаково понимали, что их судьба роковым образом скована накрепко с судьбой Наполеона. Что будет с ним, то будет и с поляками. Исчезнет Наполеон, развеется как дым и герцогство Варшавское и все мечты о прошлой Речи Посполитой.
А тем временем, новое польское государство должно было содержать за свой счет 30 тыс. армию и платить Франции в течение трех лет 20 млн франков и поляки с готовностью все это делали, надеясь на Наполеона и свое лучшее будущее рядом с ним.
Источник: И.С Рябинина. Великое герцогство Варшавское, 1911 г. Москва.
Если статья понравилась: Поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставляйте свои комментарии.