В 2018 году я был на международной выставке мебели и оборудования UMIDS в Краснодаре. В программе выставки было несколько семинаров для мебельщиков, и некоторые я успел посетить.
Я ожидал получить информацию, полезную для меня, как индивидуального предпринимателя, работающего в одиночку, без наёмных работников. Что-то об организации и оптимизации работы, об юридических нюансах для ИП, программах государственной поддержки. Но, несмотря на упомянутые в названиях семинаров слова «импортозамещение», «улучшение качества производства» и тому подобное, основной темой всех выступлений были продажи.
Все как обычно: купи дешевле – продай дороже. С поправкой на импортозамещение: русские производители должны поднять качество, но объем и стоимость продукции вывести на уровень Китая.
Адресованы эти семинары, как я понял, были в основном руководителям крупных мебельных магазинов, торговых сетей и хозяевам крупных производств.
Окончательно ясность внёс на своём семинаре С.А.Александров, основатель «Клуба знаний мебельного бизнеса», генеральный директор ММКЦ(Международный мебельный консалтинговый центр).
На вопрос, почему ничего не говорится о малом бизнесе, он ответил так (точной цитаты привести не могу, но постараюсь максимально передать суть):
- Частные мастера рассматриваются крупными компаниями только как помеха: клиенты, которые хотят индивидуальное изделие без переплаты посредникам, идут к частнику, а не в торговый центр
- Частные мебельщики не интересны государству, потому что налоговые поступления от них мизерные, а контролировать их весьма хлопотно
- «У частного мебельщика развитие трехлетнего ребенка», то есть он хочет всё делать сам: проектирование, изготовление, продвижение бренда. Он работает один, или с парой помощников. Всё контролирует лично. Не создает большого количества рабочих мест, вокруг него не крутятся огромные денежные и товарные потоки. Его вклад в экономику незначителен. И, главное, он к этому не стремится.
Частный мебельщик по сути своей – ремесленник. Он привык работать руками, лично отвечать за результат. Качество изделий и репутация для него важнее роста прибыли. Поэтому большинство мастеров, работающих индивидуально, не могут «масштабироваться», взять на себя сугубо управление, а работу поручить другим.
Поэтому для экономики страны, в текущем её состоянии, такие одиночки не интересны.
В принципе, рассуждения логичные.
Но добавлю кое-что от себя:
- Спрос на индивидуальную работу будет всегда: многие люди ценят, когда изделие уникально и сделано мастером специально для них, а не отштамповано на фабрике по шаблону
- Мастера, имеющие солидную репутацию и узнаваемый стиль, повышают тем самым репутацию региона, в котором трудятся, и страны в целом. Зачастую имена таких мастеров имеют для людей большую значимость, нежели названия магазинов или фабрик. Ярмарки или ремесленные фестивали с участием известных мастеров способны собрать в отдалённом посёлке несколько тысяч человек из разных стран, а это отличный вклад в экономику региона
- Индивидуальная и авторская работа по определению не может быть массовой, и, соответственно, специалистам по мотивации, продвижению и увеличению продаж нечего предложить таким мастерам
- Многие мастера-ремесленники сохраняют уникальные традиционные технологии, имеющие культурную и историческую ценность. Нелепо требовать от них конкуренции по объему и стоимости производства с ЧПУ станками.
В США, Европе или, например, Японии, мастерские, в которых работает один – два человека явление распространенное, так же, как и ремесленные династии. Их вклад в экономику и создание положительного имиджа страны не подвергается сомнению.
Я считаю, что этот опыт нужно принять во внимание и развивать не только крупные предприятия, но и частные мастерские.
Я благодарю организаторов выставки, всех участников и докладчиков. Было интересно и познавательно.
В следующий раз напишу о своём участии в фестивале крымских мастеров, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить.
Моя группа ВКонтакте: Столярная мастерская "Дело Мастера"
Инстаграм: @crimean_woodworking