Найти тему
Просто обо всем

Методика ОКПВ. Анализ продукта.

Добрый день, коллеги, читатели и просто случайные гости.

ОКПВ - определение ключевой проблемы или возможности.

Начало цикла статей:

1. Методика ОКПВ для управления отделом продаж .

2. Методика ОКПВ. Анализ территории.

Методика ОКПВ включает в себя 4 блока:

1. Анализ территории

2. Анализ продукта

3. Анализ потребителя и маркетинговых активностей

4. Анализ качества

В текущей статье рассмотрим Анализ продукта.

Рисунок из открытых источников.
Рисунок из открытых источников.

Данный пункт часто кажется абсурдным. Ну кто, кроме производителя либо дистрибьютора, может знать больше об их продукте?

Но , помня об "айсберге проблемы", важно знать не только явные свойства и параметры продукта, но и то как его воспринимает потребитель, и то как ваш продукт взаимодействует с конкурентами!

И ключевым звеном является именно Потребитель, так как только он решит или не решит потратить свои деньги на ваш продукт.

Как уже отмечалось, вся методика в целом, так каждый ее этап так же строго структурирован. При этом надо понимать, что процесс анализа достаточно трудоемкий и важно определить приоритетный бренд либо семейство в рамках бренда. В случае если в компании есть развитый отдел маркетинга, то большую часть информации должен предоставить он. Это не отменяет проверки ее релевантности для конкретной территории.

Анализ продукта содержит:

1. Архитектура бренда

Доля рынка , Динамика продаж , Тренды продаж и доли рынка , Наличие, OOS, Обещание бренда, Характер бренда, Характеристики продукта

2. Профиль потребителя

Целевая аудитория. Какова доля потребителей бренда в Целевой аудитории? Наиболее популярный бренд среди Целевой аудитории . Стиль жизни, ценности, потребности иные существенные особенности ЦА. Как конкуренты работают с Целевой аудиторией?

3. Оценка жизненного цикла бренда

Какой уровень узнаваемости бренда? Как много потребителей приобретали его хотя бы раз? Как много потребителей покупают его периодически/постоянно? Какое взаимодействие с другими брендами. Каков размер прироста/потерь? Велико ли периодическое потребление? Какие возможности/угрозы? Какова ситуация у конкурентов?

Модель принятия бренда. (ВАМ - brand adoption model)

-2

Как видим , модель ВАМ повторяет знакомую большинству воронку продаж.

Узнаваемость - какая доля ЦА знает бренд.

Проба - какая доля ЦА пробовала или периодически покупает бренд.

Эмоциональная связь - какая доля ЦА воспринимает бренд, как отвечающий ее потребностям.

Принятие - какая доля ЦА постоянно употребляет бренд.

Данная модель имеет вполне практическое применение. Оценив коэффициенты перехода на основании имеющихся данных, либо схожих брендов, возможно:

  • оценить необходимый охват ЦА исходя из целей по продажам
  • дополнительно оценить реалистичность планирования объема продаж
  • анализировать текущие параметры бренда по отношению к теоретически достижимым
  • скорректировать свои активности по развитию и поддержке бренда

Важным моментом является анализ взаимодействия с конкурентами.

Необходимо построить схему взаимодействий "донор-реципиент". То есть к каким брендам уходят ваши потребители и с каких брендов приходят к вашему. Какие бренды , при схожих параметрах, являются нейтральными. Анализ данных брендов и активностей конкурентов по их поддержке позволит адекватно реагировать и понимать эффективность тех или иных механик.

В чем дополнительная польза понимания всех этих параметров, кроме их необходимости рассмотрения в методике?

Прежде всего у вас появляется знание о том , кто покупает ваш продукт. А значит вы сможете более качественно строить коммуникацию со своим потребителем. Грубо говоря, не пригласите модного репера рекламировать товары для возрастных потребителей 40+.

Приведу пример из личной практики. Региональный производитель бюджетной линейки бакалейных товаров активно вкладывается только в один рекламный канал - радиостанции. Как правило, радио слушают в автомобиле. Отсюда возникает вопрос - являются ли автовладельцы ЦА бюджетной бакалейной продукции и эффективна ли данная реклама? Явный ответ в обоих случаях "Нет!".

Вы будете более точно представлять потенциал своих продаж и видеть возможности для его достижения либо сохранения текущего уровня.

Приведу еще один пример из личной практики. Относительно недавно состоялся диалог с владельцем дистрибьюторской компании по продаже автомобильных масел.

Д: думаю менять руководителя направления по Лукойлу

Я: Почему, в чем причина?

Д: План продаж явно не будет выполнен в этом году

Я: А почему вы решили что его можно выполнить?

Д: Я взял итоги прошлого года и заложил небольшой прирост

Я: А чем этот прирост обоснован? Кто вообще покупает сейчас данные масла?

Понятно, что это небольшая выдержка из более чем часовой беседы, но на этом моменте мой визави откровенно " завис", так как для него это было чем то новым - понять кто-же те люди, покупающие масла Лукойл, и сколько их вообще.

Источниками информации являются как уже знакомые нам по "Анализу территории" , так и новые:

1. Nielsen( GCTS ), Бизнес Аналитика, иные лидирующие агентства по исследованию рынка. Данные по потребительскому поведению, в лучшем случае, будут касаться макрорегиона (например Дальний Восток)

2. Росстат, Яндекс метрики, статистические данные из открытых источников.

3. Полевые исследования территории - в этом случае надо очень точно формулировать вопросы и адекватно оценивать нагрузку на сотрудников, чтобы получить достоверный результат.

4. Интервью конечного потребителя - могут проходить как во время маркетинговых активностей, так и отдельным мероприятием. Важно не перегружать опросный лист, чтобы не вызывать отторжение у потребителя. Так же следует уделить внимание контролю и мотивации промо-персонала во избежание получения некорректных данных.

Успехов всем в текущей работе!