Найти тему

Под впечатлением от Бинсвангера

Портрет работы Натальи Шанти
Портрет работы Натальи Шанти

Здравствуйте, мои хорошие, милые мои друзья! Я очень рад, что вы снова заглянули в гости. Я спешу сказать, что - вы есть! И говорю вам "здравствуйте!", желая самого крепкого здоровья!

...сегодня покажу вам одну зарисовку. В ней много очень важных мыслей. Это "сгусток", "концентрат" мои философских поисков, который... неожиданно вылился в обретение, которое назвал я "Закон сохранения целостности". Конечно, эти мысли требуют дальнейшего развития, и нет сомнения, что к ним я вернусь. Сегодня я чувствую ответственность перед ними, и немного стыдно за то, что когда-то приостановил поиски...

...и еще - очень мне хочется показать портрет, работы Натальи Шанти. Это удивительно талантливый человек - художник, переводчик, ювелир-литотерапевт, шаманка, ясновидящая... Портрет тоже удивительный - я такой как есть в жизни. Наташе удалось нарисовать душу...

-2

Под впечатлением от Бинсвангера

…я привык противопоставлять себя миру. Это вечное оценочное отношение: есть я и есть мир вне меня. Мир это что-то другое, это не я. Но что же такое это само противопоставление? Трансцендировать, то есть «выходить за», значить осознавать бытие-в-мире. Более тонкий вопрос, что означают дефисы в предложенном термине Хайдеггером «бытие-в-мире»? Не несут ли сами эти дефисы сакраментальный смысл? Странное, но впервые я в своих чувственных опытах смел оттолкнуться ни от мысли, ни от переживания, а двух незначительных черточек. И эти черточки волной прибили к берегам моих чувств и переживания, и затем и мысли.

Что же такое мир, если это не я, спрашивал себя и удивлялся вопросу. Мир – это другие люди, деревья, дома, листва на земле… Мир это некое целое и неразрывное впечатление, в котором сейчас есть и другие люди, и деревья, и дома, и листья на земле… Это непрерывность всего, что вмещается в это впечатление. Не существует гештальта сейчас без какого-либо «изъятого» элемента из мира, пусть даже вот этого желтого листа. Мир – тонкость в этом глубочайшая – ни не изменился бы ни будь этого листа – он просто не существует в альтернативе без этого листа. Лист есть! – и это тезис мира.

Мир – есть сплошная непрерывность… Границы листа заканчиваются там, где начинаются границы соседнего листа… Лист не существует отдельно от мира, и мир не существует отдельно от листа. Мир и есть этот лист, лист и есть этот мир. Есть слово «мир-лист». Простые наблюдения дают эти чувства непрерывности листа и мира. Очень просто уловить чувство, что лист не отделен от мира, а мир не отделен от листа. Но как же невероятно сложно уловить чувство непрерывности себя и мира, познать чувство, что я и есть мир! Я сейчас смотрю на мир, как всегда смотрел до сего момента, но впервые думаю, что смотрю я… на себя… то есть на то, что является частью меня, так как я являюсь частью мира. Я и мир – гештальт! И не получается ли, что моё отношение к миру, это мое отношение к отношению к миру? Мои чувства к другим – не являются ли они – отношением и к самому себе, как отношением к гештальту, как отношение к чему-то целому сейчас, когда я взираю на мир? Я смотрю на лист, он дрожит, мне его жалко, мне кажется от озяб. Я поеживаюсь, кутаюсь в свою куртку. Нам с этим листом сейчас холодно… Я сейчас отношусь к листу как к себе, я не знаю о своих чувствах и не догадываюсь о них, но эти чувства рождаются из единства бытия. Мое бытие и бытие листа едино в бытие мира. Мы составляем мир, и противопоставление себя и листа рождается лишь из своих оценок пространства. Между нами есть дистанция, между нами есть разница в генокоде, разница в положении в пространстве и пр. пр. Между нами много различий, но различия это различия частей, а не целого. Можно сравнить части целого, целое же нельзя сравнить. Нельзя сравнить вселенную, ее не с чем сравнивать.

Я впервые уловил это чувство в автобусе, когда я ехал домой из Твери, я рассказывал об этом как-то в одной из зарисовок. Но теперь могу наслаждаться тем, что могу рассказывать подробно после небольшого абзаца, вырванного из статьи Бинсвангера о трудах Хайдеггера. Можно ли назвать чувство «я есть» - гештальтом? Тем, что ты ощущаешь целостность бытия, неразрывность всего, возможность не противопоставлять себя и мир? Да, несомненно. Неужели я так часто смотрел на мир, и не задумывался, не чувствовал, что смотрю на часть себя. И… хм, целое, само целое увидеть не возможно, ведь целое тогда целое, когда в нем и ты. В библии есть интересная фраза, что бога нельзя увидеть всего, можно увидеть часть. Древние философы, быть может, закодировали в этом послании сущность понимания мира как гештальта «мир-я». И дефисы в слове «бытие-в-мире» означают, что это одно слово, он слитное, эти два слова называют одно явление, неразрывную сущность.

Я хотел уже было завершить эссе, поставил дату, и думал закрыть файл, как призадумался. Меня зацепила фраза, проскочившая невзначай «И не получается ли, что моё отношение к миру, это мое отношение к отношению к миру?» Хм, действительно, если порассуждать: кто-то из людей вызывает чувства нежности, а кто-то чувство ненависти. Вы знаете, что я считаю все чувства приемлемыми. И выходит, как части меня, как части гештальта, эти чувства мои источники энергии. Контактируя с один человеком, я открываю источник энергии в отношении к нему в нежных чувствах, с другим открываю в ненависти свою энергию, я в этом человеке нахожу свой источник своей энергии. Я как бы обнаруживаю свою энергию в контакте с другими, нахожу ее, обретаю целостность. И чтобы обрести целостность мне и надо испытать эти различные чувства, от любви до ненависти, чтобы собрать воедино впечатление от гештальта! Думается мне, это материал следующих эссе.

И что мне еще хочется: выразить мысль, идею также для следующих зарисовок, которая только что пришла, не знаю сколь верна она, но убежден в том, что основное качество философа не бояться заблуждений. Идея о том, что гештальт не рушим, он никогда не разрушается. Правда, для психологов подобная мысль весьма сомнительна, очень странна и противоречива. Но, полагаю я, фигуры в поле никогда не исчезают, они видоизменяются и меняется наше отношение к ним. Судите сами, вот этот желтый осенний лист; со временем он истлеет, превратиться в прах. Но разве мир утратит этот лист? Разве целое может утратить свою часть? Нет, ни в коей мере. Лист станет горской земли, он как был частью мира, так и остался. Видимо, сохранять целостность для целого закон, как закон сохранения энергии. Также и я, когда-нибудь я умру, меня похоронят, аккуратно положат на дно могилы и присыплют землей. Изменится лишь отношение других людей ко мне, для них я стану мертвым, но сама вселенная не утратит меня, я как был ее частью, так и останусь. Со временем я как фигура видоизменюсь, я разложусь и стану землей, я останусь частью гештальта. Также как останутся мои мысли в мире, и пусть я их не напишу и не выскажу, а просто намеками в виде жестов возбужу в другом человеке семена к осмыслению их. Также и мои чувства, они будут появляться вновь в других людях, когда они прикоснуться к моим мыслям. Не правда ли, как это резонирует со словами Мартина Бубера в его великой поэме «Я и ты»? И… хм, моей фантазией сегодня нет границ… и смерть – возможно это просто слово, некая оценка. Мы говорим «смерть» когда что-то исчезает, но если по закону целостности ничего не исчезает в целом, ни одна часть, то и смерть лишь продукт сознания, но не качество вселенной… Вот такой небольшой штрих для будущих картин, более полно и объемно я сейчас не способен ухватить эти мысли. Буду ждать.

07.11.14

С любовью ваш, Вячеслав Камедин

...из книги "В поиске поиска"

-3

Друзья, до новых встреч! Я хочу пожелать вам большого открытия в жизни, которое вам принесет радость, сделает вас очень счастливыми, и вы обретете гармонию. Пусть очень скоро в вашей жизни произойдет волшебство, желанное и заветное...