Рассмотрим такую знакомую ситуацию: каждое утро ужасные пробки из микрорайона X в центр города.
Примерно так:
Рано или поздно придут к вам злые жители из микрорайона и попросят что-то с этим сделать.
Казалось бы, решение лежит на поверхности - построить развязку с расширением дороги!
Поднажмём пояса, выпросим у федерации, снесём всё к черту и вот она - новая развязочка!
Всё отлично! Машинки едут, люди довольны...
А давайте прокрутим лет на 5 вперёд...
Почему? Для этого надо взглянуть на перекрёсток дальше.
Не зря говорят транспортники: развязка - это самый дорогой способ передвинуть пробку на 100 метров дальше.
- Но ведь же развязка увеличивает пропускную способность перекрёстка?!
Да, увеличивает. Но только перекрёстка. Пропускная способность всей улично-дорожной сети не меняется, так как весь положительный эффект нивелируется следующим же перекрёстком, который больше машин пропускать не стал.
Что же делать? Развязывать этот перекрёсток?! Тогда встанут другие.
- А может расширить все дороги?
Можно и так. Только обойдётся баснословных денег, как строительство, так и обслуживание. Да ладно с деньгами, главную проблему - пробки, это никак не решит.
Ну хотя бы потому, что всё равно будет хоть одна точка, которая будет блокировать всё движение.
Переходим к другой проблеме, машин станет больше! Почему?
Представьте экономически безграмотного человека, который, несмотря на хорошую зарплату, залезает в долги, тратится на всякую фигню и никак не контролирует свои расходы. Вопрос: что будет, если он начнёт резко намного больше зарабатывать, но не изменит себе в привычках? Будет так же, только будет спускать деньги на ещё более дорогостоящие безделушки.
Города часто похожи на такого человека, которые борются с последствиями, а не с причиной (автомобилепользование).
Расширяя дорогу, строя развязку, вы подстёгиваете автомобилепользование. В итоге ситуация возвращается на круги своя, только автомобилей становится больше.
Индуцированный спрос - это правило, которое гласит примерно так: расширяя дороги и строя развязки, у вас становится больше автомобилей, которые перекрывают предложение.
Почему так? Дело в том, что каждый раз, когда вы строите больше дорог, вы даёте своеобразный сигнал горожанам: Покупайте машины!
Люди реагируют на этот сигнал и с лихвой перебивают ваше предложение.
- То есть, сколько не расширяй, пробки ты не победишь?!
Да, верно. Это тупиковый путь. В Европе, наступив на грабли в середине XX века, достаточно скоро это осознали. В Америке до последнего момента пытались достичь автомобильного рая, да и сейчас пытаются. Ради этого они в буквальном смысле уничтожили города, снесли целые кварталы, уничтожили общественный транспорт и построили кучу дорог. Результат на картинке:
- Так, а что тогда делать с нашим микрорайоном?
Посмотрите на первую картинку. Заметили трамвай? Так вот, записывайте рецепт:
Решать проблему пробок нужно не экстенсивным (дороги и развязки), а интенсивным (пересаживать людей на общественный транспорт и др. альтернативы) путём. Бороться нужно с причиной - излишним автомобилепользованием!
В нашем примере - нужно продлить трамвай, который является самым эффективным уличным транспортом (а при правильном подходе - быстрым) с провозной способности до 18-22 тыс. человек/час (автомобиль не более 1500 чел/час).
Стоимость 1 км трамвайных путей - примерно 100 млн рублей.
Покупка 10 односекционных (180 человек) трамваев + 270-350 млн рублей
Покупка 10 трехсекционных (300-350 человек) трамваев + 500-1000 млн рублей
Таким образом, ветка длиной 5 км - 500-550 млн рублей + покупка дорогих, но больших трамваев - 1000 млн рублей
Итого: до 1500 млн рублей, для сравнения развязка начинается от 2 млрд рублей до бесконечности.