Пушки на самоходном шасси в нашей армии распробовали еще в Первую мировую. Достаточно вспомнить броневик, который мастерили на Путиловском заводе, используя платформу американского грузовика «Гарфорд». Громоздкое нечто пятилось на неприятеля задним ходом, эффективно помогая пехоте огнем трехдюймового орудия и трёх пулеметов.
Опыт Российской империи развили Советском Союзе. Рецепт оставался вроде бы прежним: на шасси обычного гражданского грузовика монтировали оригинальный бронированный корпус с поворотной орудийной башней. Хотя исполнили все, разумеется, на другом – более высоком – инженерном уровне, ведь техника в первой половине 20 века развивалась едва ли не быстрее военной мысли. А она уже требовала действовать не только огнем, но и маневром.
Бои гражданской войны в Испании, конфликт на реке Халхин-Гол, Зимняя война с Финляндией показали, что при умелом использовании колесные машины способны не только вести разведку, обеспечивать охрану и связь, преследовать разбитого противника, но и на равных бороться с гусеничными оппонентами.
К началу Великой Отечественной СССР стал мировым лидером по количеству орудийных бронеавтомобилей. Увы, почти все они сгорели в огненном хаосе 1941 года, но задачу поставленную выполнили – заложили фундамент Победы, притупив немецкие танковые клинья. Давайте же вспомним, что это были за чудо-машины.
1932 год – БАИ
На заре сотрудничества с «Фордом» советская сторона закупила у американцев комплекты для сборки тысячи грузовиков фирмы «Тимкен» (по сути – трехосных Ford AA). Часть партии сразу же отвели под военные нужды: так, уже в 1931-м конструкторское бюро инженера-самоучки Н. Дыренкова представило интересную, но довольно сложную и неказистую модель Д-13 – дальше пробной серии дело не пошло.
А самую удачную конструкцию реализовали годом позже на Ижорском заводе. Ленинградские мастера соорудили вокруг обрезанного на 400 мм базового шасси прогрессивный сварной (а не клепаный) бронекорпус, ставший, как показало время, классическим для советских средних бронеавтомобилей.
Общую компоновку «Тимкена» не меняли: силовой агрегат у БАИ оставался спереди, водитель и стрелок сидели в рубке на месте гражданской кабины, а бортовую грузовую платформу превращали в боевое отделение с вращающейся башней. Причем ее ради сокращения высоты (а, значит, и заметности) машины опустили максимально низко – на крыше получился характерный уступ.
Четырехтонный БАИ не был идеальным. Испытания показали: 40-сильный двигатель перегревался. Из-за сильной тряски, загазованности и лютой духоты внутри с жарой под 60 градусов экипаж (3 человека) выдерживал в боевом режиме с закрытыми люками не более 5-7 км.
Тем не менее Красная армия получила желаемое: относительно проходимый, быстроходный (до 60 км/ч) бронеавтомобиль с достаточно серьезным вооружением – 37-мм пушка ПС-1 системы Гочкиса и пара 7,62-мм пулеметов ДТ. Брони толщиной до 8 мм хватало для защиты экипажа от пуль и осколков. Тираж БАИ составил 110 экземпляров.
1934 год – БА-3
И все же обстановка в мире однозначно намекала на то, что огневую мощь пушечного бронеавтомобиля надо повышать. С тем же вызовом тогда столкнулись и конструкторы танков. В результате инженерной кооперации БАИ трансформировался в БА-3 с башней, унифицированной по конструкции с аналогичным изделием легкого танка Т-26. Колесную машину показали на параде в Ленинграде в 1933 году, однако в производство запустили только в 1934-м.
Экипаж БА-3 расширили до четырех человек, масса подросла почти до шести тонн (на удивление, на подвижности и проходимости это особо не сказалось), но появление на борту 45-мм орудия 20К означало и еще кое-что. С этого момента советский бронеавтомобиль мог на основных дистанциях поражать любую бронетехнику любого противника.
Решив главную задачу, коллектив Ижорского завода продолжил модернизировать БА-3 и по другим направлениям. Так, например, начались опыты с радиофикацией бронеавтомобилей, переводом машин на железнодорожный ход.
Увы, простор для инженерного творчества был огромным. В частности, опасность для экипажа представляла несовершенная система питания двигателя: бензин поступал в карбюратор самотеком из баков, подвешенных в отделении управления. Пробитие брони в районе рубки гарантировало бойцам смертельный огненный душ. Производственная серия БА-3 составила 172 единицы.
1936 год – БА-6
К середине 30-х годов на Горьковском автозаводе наладили выпуск советских трехосных грузовиков ГАЗ-ААА, построенных по мотивам Ford Timken. Логично, что средний бронеавтомобиль решили перевести на укороченный вариант (как и раньше – за минусом 400 мм задней секции рамы) отечественного шасси. Так появился БА-6.
Принципиально машина вроде бы не поменялась – корпус, вооружение на вид оставались прежними. Однако нюансов хватало: толщину лобового листа довели до 9 мм, с заднего борта исчезла дверь, в очередной раз была улучшена вентиляция, усилено крепление бронекапсулы к раме, появилось внутреннее освещение. Уязвимые пневматические шины заменили на пулестойкие ГК, заполненные губчатой резиной.
А еще смена платформы привела к любопытному полезному эффекту: бронеавтомобиль похудел в боевом состоянии чуть ли не на тонну без ущерба для защищенности и огневой мощи.
Выпуск БА-6 ограничился серией в 394 единицы, включая всего лишь 72 радийные модификации (легко опознать по круговому поручню-антенне на башне). Но в дальнейшем при капитальном ремонте на шасси ГАЗ-ААА постепенно переводили и ранние образцы бронеавтомобилей. Получившие вторую жизнь БА-27, БАИ и БА-3 в модернизированном исполнении обозначали литерой М.
1938 год – БА-10А
Накануне Второй мировой Красная армия получила самый массовый (и самый удачный) пушечный бронеавтомобиль. БА-10 разных модификаций выпустили тиражом свыше 3,3 тысячи экземпляров. Для сравнения, Германия перед нападением на СССР 22 июня 1941 года имела меньше танков всех типов.
Базовый БА-10А представлял собой дальнейшее развитие БА-6, причем модернизация началась еще на «шестерке» (опытная версия 1936-1937 годов с индексом М) и по разным направлениям. С одной стороны, подтянули защиту – башня получила коническую форму, толщину брони в критичных местах увеличили до 10 мм. С другой – постарались устранить слабые места в конструкции.
К примеру, снова усилили подвеску, на передней оси появились амортизаторы, сам корпус стал компактнее за счет перехода на еще сильнее укороченное шасси (минус 200 мм в пределах базы), люки получили внутренние петли и защиту от проникания внутрь свинцовых брызг.
Четырехцилиндровый газовский двигатель М-1 развивал уже полсотни сил вместо 40 л.с. агрегата ГАЗ-АА на прежних вариантах. Объем топливных баков вырос в 1,5 раза, причем заливные горловины прикрыли бронекрышками. Получила дополнительную защиту и экранированная электропроводка.
Затем, при модернизации в конце 1939-го, вариант БА-10М укомплектовали, наконец, безопасными для экипажа, вынесенными на боковые крылья внешними бронебаками для горючего и улучшенной защитой пулемета в лобовом листе корпуса.
Вдобавок БА-10 начали активнее снабжать радиостанциями (всего сделали около 900 таких машин). Ведь нонсенс, что разведывательный автомобиль не имеет оперативной связи с командованием и окружающими войсками. А сигналы посредством цветных флажков, как тогда практиковалось, сложно назвать надежным способом.
БА-6 жд
Интересно, что чуть ли не одновременно с появлением в войсках средних бронеавтомобилей стартовали проекты их перевода на железнодорожный ход. И в середине 30-х советская промышленность наладила серийный выпуск таких комплектов.
Фокус заключался в следующем. При необходимости экипаж приподнимал машину на специальном домкрате, обувал передние и внутренние задние колеса в специальные стальные бандажи с ребордами (средняя ось при этом вывешивалась), фиксировал руль в нейтральном положении, опускал на рельсы. И все – бронедрезина готова! Кстати, организационно такие БА с индексом «жд» включали в состав бронепоездных частей.
Когда требовалось покинуть железную дорогу, бандажи укладывали на борта и корму корпуса, а порой и на крышу башни, поэтому даже на шоссе модификации «жд» сохраняли характерный узнаваемый облик.
1939 год – БА-11
Обширный опыт применения средних бронеавтомобилей подстегнул военных к созданию машины с лучшей защищенностью и на более прочном шасси. После ряда экспериментов на Ижорском заводе построили восьмитонный БА-11 – своего рода колесный танк с броней толщиной до 13 мм и рациональными обводами корпуса (по типу Т-34), от которого пули, осколки, а при удаче и малокалиберные снаряды просто рикошетили.
Конструкцию прорабатывали основательно. «Тележку» от ГАЗ-ААА заменили на укороченное шасси ЗИС-6, шестицилиндровый мотор планировали форсировать до 90 л.с., зажигание дублировали, в корме корпуса организовали второй пост управления, командира и водителя связали переговорным устройством, улучшили обзорность. Даже коробку передач для БА-11 придумали оригинальную, чтобы машина могла двигаться вперед и назад почти с одинаковой скоростью. Это был уже не просто защищенный грузовик, а специальная техника с изначально армейским ДНК.
Однако развивающий по шоссе до 55-60 км/ч БА-11 на бездорожье превращался в легкую мишень. Удельное давление на поверхность превысило разумный предел: говорят, громоздкий бронеавтомобиль увязал в слабом грунте под собственным весом. К тому же водитель с трудом ворочал тяжеленным рулем.
Проходимость прежних бронемашин с аналогичной колесной формулой 6х4 повышали как съемными цепями «Оверолл» (экипаж за 8-10 минут монтировал гусеницы на заднюю балансирную тележку), так и запасными колесами, которые, свободно вращаясь на бортах, не давали бронеавтомобилю сесть на брюхо на складках местности.
Но для увесистого БА-11 требовались иные решения – как минимум, полноприводное шасси. И такие работы в инициативном порядке на Ижорском заводе велись до начала войны. Равно как и испытания первого в СССР варианта колесной бронемашины с тяговитым и экономичным 98-сильным дизелем ЗИС-Д-7.
Построили всего 17 штук БА-11 – и больше к теме пушечных бронеавтомобилей Красная армия в течение Второй мировой не возвращалась. Разведку обеспечили юрким полноприводным броневиком БА-64 с пулеметным вооружением, а на поле боя стали доминировать танки, защищенность, проходимость и огневая мощь которых прогрессировали в то время стремительно.
И все же упоминания о боях с участием средних бронеавтомобилей встречаются даже в конце войны, а доставшиеся противникам трофейные советские пушечные БА зачастую несли службу и после Второй мировой. Например, в Испании до 50-х годов, а в Швеции и Финляндии – до 60-х.