Найти тему
илья воробьев

Как китайская партия и Alibaba построили систему кодов COVID-19

Первую систему контроля за передвижением граждан во время эпидемии коронавируса создали еще в феврале в китайском городе Ханчжоу при участии таких IT-гигантов, как Alibaba, и под мудрым руководством коммунистической партии Китая. Как это было, в своем официальном блоге рассказал один из инженеров-разработчиков.

Сразу после введения строгих карантинных мер в городе Ханчжоу, расположенном в 570 км от Уханя, городской совет 3 февраля призвал три базирующихся в городе крупных IT-компании — Ali Cloud, DingTalk и Alipay — организовать онлайн-команду для разработки так называемых «кодов здоровья». Через три дня проект возглавил горком партии. Секретарь Чжоу Цзяньюн сделал предложение на партийном совещании: чтобы помочь предприятиям возобновить работу, город должен играть на преимуществах своей цифровой экономики. Он предложил создать единую платформу цифрового декларирования, включающую персональные электронные коды здоровья и систему обмена данными.

При этом секретарь парткома потребовал, чтобы система была запущена уже на следующий (!) день. Сотрудники Alibaba после этого предложения, от которого, судя по всему, нельзя было отказаться, работали круглосуточно и ранним утром 7 февраля, система, получившая название «Зеленый код Юханя» (по названию района города, в котором она заработала), была официально запущена. Первые 269 тысяч человек ввели свою информацию в течение 24 часов, и далее китайцы стали обкатывать новую технологию. 11 февраля Ханчжоу официально активировала по городу систему «кодов здоровья», а на следующий день было принято решение распространить её на всю провинцию.

Ханчжоу
Ханчжоу

Однако город, пусть и один из центров цифровой экономики Китая, и 58-миллионная провинция — совсем не одно и то же. Возглавивший проект старший технический эксперт Ali Cloud Data Intelligence Ли Хай Лонг расценил решение запустить систему через 48 часов как военный приказ.

«Первоначальная команда состояла из четырех человек, а сложность и точность алгоритма увеличивались экспоненциально, — комментировал ситуацию глава Ali Cloud в провинции Хубэй Ли Хао Лонг. — И меч висел над моей головой».

Если точность алгоритмов в 90% в Ханчжоу устраивала, то при переносе системы на провинцию с 58-миллионным населением с Ли стали требовать 100% точности. Непонятны были и критерии присваивания кодов. Контактировавшим с заболевшими и членам их семей автоматически присваивались красные коды — это было просто. А вот какой код присваивать людям, проехавшим через Хубэй без остановки? Или жильцам многоквартирного дома, где обнаружен заболевший COVID-19? Всем выдать красные коды? Появлялись новые данные о бессистемной или ложноотрицательной инфекции, что влекло за собой очередную смену правил и алгоритмов.

Когда в 3 часа ночи 13 февраля команда Ли наконец выдала первую строку кода, до запуска системы оставалось всего 40 часов, а ясности правил и алгоритмов кодирования все еще было недостаточно. Ли отвечал более чем на 50 звонков в день, и на еще большее количество не мог ответить, так как говорил в это время по телефону. В какой-то момент Ли Хао не спал 48 часов и до сих пор не может вспомнить, ел ли он вообще в тот момент.

14 февраля в два часа дня, после 23 часов напряженного труда работа над алгоритмами была завершена, и команда приступила к окончательному кодированию. Тем не менее Ли требовалось оставаться гибким — правительство обновляло правила ежедневно — как вести себя и контролировать население в общественных местах, аптеках, супермаркетах, скоростных поездах, предприятиях. Появлялись новые проблемы: например, что делать, если на одного человека зарегистрировано несколько телефонов?

-3

15 февраля был завершен тест системы и она была активирована на всю провинцию. В первый день она выдала миллион кодов, через три дня их количество превысило 10 миллионов. Руководство позвонило Ли Хао и предложило ему отдохнуть, но он отказался — первые 24 часа работы системы были критическими. Наконец, кто-то из коллег позвонил в отдел кадров, и несколько коллег насильно засунули его в машину и отправили домой. Когда ранним утром он подъезжал к дому, охранник района, узнав, чем он занимается, встал и отдал ему честь.

Уже на следующий день система показала свою эффективность — в Ханчжоу прибыл первый после введения карантина поезд из Гуйяна с пассажирами с зелеными кодами. Ранее для этого приходилось долго получать справку о состоянии здоровья. Появление такой системы позволило провинции стать первой в стране, восстановившей работу.