Я не считаю, что Николас Кейдж или Ричард Стенли, режиссёр лучшей на сегодняшний день киноадаптации Лавкрафта вообще нуждаются в моей защите, у меня нет сомнений, что они знали, что делали, работая над Цветом Из Иных Миров. И, пожалуй, я не могу сказать, что мои чувства сильно ранили снисходительные обзоры этого фильма в исполнении студентов, у которых, к несчастью, есть доступ к интернету и желание всех просветить. Я и сам так делал в своё время, однако обуреваемый духом праведного сподвижничества я считаю необходимым разобрать ряд популярных замечаний к фильму.
1. У Лавкрафта действие происходит в 30ых годах прошлого века, а у Ричарда Стэнли показано наше время. Когда за пару дней до похода в кинотеатр я прочитал об этом, у меня от негодования сыр изо рта выпал. Однако, посмотрев кинокартину, я понял, что это важное изменение не то чтобы пошло на пользу Цвету Из Иных Миров, но дало пространство для некоторых поворотов в сценарии, которые в оригинале были бы невозможны. Сюжет ничего не потерял, а идея Неотвратимого, Необъяснимого, Неистребимого Ужаса сияет только ярче. Ричард Стэнли в интервью ScreenAnarchy сказал следующее: «Я хотел, чтобы Мифы Ктулху олицетворяли реальную угрозу, которая может коснуться нас сегодня, которая присутствует здесь и сейчас, которая маячит перед новыми поколениями. Я считал, что мы должны были сделать так, чтобы (эта угроза) оставалась уместной». И что может противопоставить прогресс этой угрозе? Ничего. Альпаки, к слову, тоже не оказались большой проблемой.
2. Динамика. Оригинальная история тянется не спеша. Лавкрафт не растекается мыслию по древу, но даёт время сюжету созреть и мутировать. В экранизации события развиваются лавинообразно, и хотя хронометраж фильма выдержан до приличных (без малого) двух часов, скучать некогда. Цвет Из Иных Миров нельзя было уложить в оригинальном виде в полуторачасовой формат, это была бы нестерпимая культурологическая кастрация, и скорость развития событий, кроме того, достигнута за счёт того, что фильм показывает нам то, что Лавкрафт оставил за кадром. И о да! Лавкрафт стремился показать негуманоидную форму жизни с других планет, в то время как Стэнли ткнул нас носом прямо в Нечто (1982) Джона Карпентера. Рассматривайте это как Пасхалку.
3. Раскрытие персонажей. Я читал несколько отзывов, в которых критики, пока мамка не видит, писали громкие слова, что персонажи не раскрыты, нет, мол, развития! Кто так делает! Берём себя в руки, читаем оригинал… Предположим, что прочитали. Отличие фильма от первоисточника во многом состоит в том, что как раз действующие лица выведены детально, почти с любовью. Кто-то жаловался на присутствие в фильме мальчика-аутиста, мол, это что-то клишированное… Может быть, да. Может быть, нет. В том же интервью, о котором я сказал выше, Стенли говорит о том, что отношения персонажа Кейджа во многом списаны с реальных отношений актёра с отцом. А образ увядающей от рака Терезы Гарднер режиссёр создал частично по воспоминаниям о своей матери, долго угасавшей от лимфомы и менявшейся как телесно, так и ментально. Ужас ситуации не всегда в её внешних проявлениях (гротескные мутации, чудовищные изменения тканей), ужас - в неотвратимом, бесконтрольном распаде семьи, её членов на фоне расцветающих как болезнь детских травм, неизлечимых заболеваний и трагедии невосполнимой потери. Говоря, что Цвет Из Иных Миров – это фильм для взрослых, я указываю на то, что человек, не имеющий на данном этапе своей жизни семейных обязательств и сопутствующего им груза ответственности с большой вероятностью не может понять происходящего на экране кошмара в полной мере. И да, это и о потере контроля над собой в том числе. Полагаю, Нэйтан Гарднер прикладывается так часто к алкоголю не без последствий и не просто так.
4. Актёрские навыки Николаса Кейджа некоторое время являются причиной критики, и как человек, к несчастью посмотревший Призрачный Гонщик, я понимаю, что в этом есть смысл. В Цвете Из Иных Миров нет зашкала кейджевского безумия, безусловно оправданного в гениальной ленте Мэнди / Mandy (2018), да, его фирменный оскал ошарашивает, но и Кейдж, и Ричард Стэнли – взрослые люди. Я считаю, что если для какой-то сцены в их понимании это было нужно, то так оно и есть. Мне кажется, эти ужимки, скорее, даже стёб над критиками, своего рода пасхалка, отсылающая зрителя к прошлым психопатическим воплощениям актёра.
5. «Малобюджетные ужасы!» - говорят они. Бюджет картины составил около 12 миллионов долларов, и то, что этой суммой съёмочная группа распорядилась по назначению, не вызывает у меня сомнений. Было наивно ожидать непрекращающегося буйства эффектов или Хью Джекмана со Скарлетт Йоханссон в главных ролях в экранизации одного из произведений Лавкрафта. То есть посмотрите фактам в лицо: предыдущая относительно успешная экранизация Лавкрафта (Дагон) была снята чуть ли не двадцать (20!) лет назад, и я писал, насколько тяжело было собрать деньги на этот проект. Экранизацию Хребтов Безумия заморили в зародыше, отказав в необходимом объёме финансирования. Реноме Гильермо дель Торо не спасло проекта от краха. Поэтому объективно Ричард Стэнли и его команда сделали маленький шаг для мира кинематографа, но огромный скачок для всех поклонников независимой фантастики в широком смысле слова.
6. Цвет. Кто-то был оскорблён засилием пурпура на экране. Мол, это самоплагиат! Это всё было в Мэнди! Но, давайте честно, есть не так много вариантов визуализации Цвета, который наши ограниченные органы восприятия не могли бы распознать. Поэтому в целом, у меня есть только одна претензия фильму: виды преображённого участка Гарнднеров в пик «цветения» напоминают какой-то Диснейлэнд, но, опять же, это лучшее, что видел кинематограф в части экранизации этого произведения. Пожалуй, только немецкий Цвет (2010) мог бы сравниться по эффективности с этим решением, но там авторы вышли за счёт противопоставления общей чёрно-белой схемы фильма инфернальному космическому спектру. И да - теперь когда поздно ночью увидите в соседнем доме одинокое окошко, горящее пурпурным цветом, возможно вы задумаетесь о переезде.
«Телескопы и фотокамеры обсерваторий не способны уловить лучи из иных миров, и мы не знаем, какие солнца сияют за пределами Вселенной. Астрономы вычислили и определили траектории небесных тел и признали, что земные меры не подходят для гигантских далеких планет. Источник страшного сияния по-прежнему не разгадан. Это просто был некий цвет из пространства — пугающий вестник бесформенных сфер за пределами земного мира. Когда эти черные, сверхкосмические бездны возникают перед нашим мысленным взором, у нас холодеет кровь в жилах и замирает сердце».
Английская ячейка Культа Глубоководных, уже известная нашим постоянным читателям, команда Arkham Witch в какой-то момент устала ходить вокруг до около и записала цельный альбом песен, посвящённых исключительно произведениям Лавкрафта – I Am Providence (2015). На этом альбоме группа окончательно ушла от doom metal корней, взяв ориентир на бодрящую смесь скоростного heavy с прямолинейной панк-подачей и умеренным набором мелодий. Двадцать коротких компактных треков уместились в 48 минут эфирного времени, и Arkham Witch записали девять треков сверху для скоростного двадцатиминутного мини-альбома Weird Tales (2015).
Надо ли говорить, что в I Am Providence нашлось место и для ‘The Colour Out Of Space’, я обратился к гитаристу Arkham Witch Альдо Делле Роуз за комментарием. Альдо: «Эта песня, как и весь альбом, стала нашей данью уважения Говарду Филипсу Лавкрафту. Саймон, наш вокалист, хотел записать бодрый альбом с запоминающимися припевами, оставив в этот раз позади весь doom-мрак, хотя именно его мы ожидаем от Лавкрафта, так что тексты мы оставили зловещими, насколько возможно! Мне кажется, Саймон хотел сделать Лавкрафта более доступным для юного поколения, и я надеюсь те слушатели, которым зашёл I am Providence, впоследствии обратились и к литературному первоисточнику. Последнюю киноадаптацию Цвета Из Иных Миров я считаю просто блестящей, я уверен, что Говард сам высоко оценил бы этот фильм. Как и все его истории, сюжет начинается с образа среднестатистической американской семьи, и тут всё летит к чертям и приводит нас в бескрайний ужас приближающейся Погибели! Думаю, что фильм прекрасно передал атмосферу космического ужаса, и Николас Кейдж отлично сыграл свою часть в этой схеме. Экранизация любого произведения Лавкрафта – это вызов, и режиссёр очень точно передал основные идеи оригинального произведения!»
Arkham Witch
https://arkhamwitch.bandcamp.com/
https://www.facebook.com/ArkhamWitch
Цвет Из Иных Миров, ч.1 - нет у фермера забот, погублен урожай и скот (с Ningen-Isu и Oxen)
Цвет Из Иных Миров, ч.2 – Умри, Монстр, Умри! (1965), Проклятие (1987), Цвет Из Тьмы (2008) и Цвет (2010) https://zen.yandex.ru/media/id/5e963c6cdfd9991c00a8c497/cvet-iz-inyh-mirov-ch2--umri-monstr-umri-1965-prokliatie-1987-cvet-iz-tmy-2008-i-cvet-2010-5eb48cfe3d23d611ec0106e9