Всем привет!
Помните цитату из фильма "Бриллиантовая рука": "Если человек идиот, то это надолго". И характерный смех Анатолия Папанова. Это я к чему. Это я к ролику канала "История Пи". Человек неожиданно озаботился вопросом: куда девались останки умерших людей в период с середины первого тысячелетия по XVII век. По сведениям "автора", в Европе нет кладбищ старше 300 лет. Копая дальше, "автор" приходит к выводу, что достоверно известно о захоронениях в курганах (и приводит крайнюю дату таких захоронений примерно V-VI веками нашей эры), а потом сразу кладбища в XVII веке. И таким образом около 1000 лет хоронили неизвестно как. К "счастью", "автор" знает ответ! Умерших кремировали! И неожиданно называет свой ролик "Чужая религия Европы"... То есть, кремация - это традиция неизвестной нам религии, скрытой историками, естественно. Нам же нужно:
1. Проверить, есть ли в Европе кладбища старше 300 лет;
2. Разобраться, как хоронили в Средние века;
3. Разобрать фото из Афин, о котором речь ниже.
Поехали. Под праздник можно с бокалом чего-нибудь крепче чая, не будем же мы брюзжать в такой-то день!
1. Не знаю почему, но "автор" прицепился к Польше. На ее примере он нам доказывает, что кладбищ старше 300 лет нет. Хорошо, пусть будет Польша. Отправляемся в Краков и находим там кладбище Ремух, основанное в 1535г. Самое раннее сохранившееся надгробие датируется 1552г. Люблю птицу Обломинго, пролетающую над "теориями" "авторов".
Дальше проедем в Чехию и там найдем кладбище Сад (Прага). Упоминается с 1438г, а самое раннее сохранившееся надгробие - 1439г.
Любой может поискать простыми запросами подобные кладбища в Европе и найдет без особых сложностей. В концов концов, самый простой пример - катакомбы Парижа с их 6млн останков. В своей старой статье, среди прочего, находил, что по официальным данным в катакомбы свезли останки с кладбищ Парижа от времен Меровингов, то есть с периода V века н.э.
2. Давайте посмотрим, что делали европейцы с покойниками в Средние века. Берем книгу "Песнь о Роланде", которая относится к XI веку. Среди прочего, там есть данные об отношении к погибшим войнам (взято отсюда):
"Могучий Карл, — сказал Джефрейт д’Анжу. —
Тела убитых франков прикажите
Собрать теперь, в могилу всех сложить!»
...
Джефрейт д’Анжу трубит в свой зычный рог:
Сам Карл велит, — с коней сошли бароны
И вот, собрав друзей погибших трупы,
Их всех сложили в общую могилу".
Даже если допустить, что это художественное произведение, давайте посмотрим дальше описание погребения в биографии графа Фландрского Карла Доброго (ум. 1127 г.), написанной Гальбертом (XII в.): "в четверг 21 апреля (1127 г.) сшили шкуру оленя, чтобы поместить туда тело графа, и сделали также гроб, чтобы положить его и в нем хоронить". Кроме того, кто путешествует по миру, наверняка видел, к примеру, в Равенне саркофаг Данте Алигьери, умершего в 1321г. И отчего-то не сожженого, как должно быть по версии "автора". И так далее. "Автор" то ли нас за дураков держит, то ли...
3. В качестве доказательства, "автор" приводит вот такое фото:
Это Франкская башня в Афинах. Её снесли в 1874г, а дата строительства плавает в пределах 1200-1300-х годах (это так называемый "франкский период" Афин). Наш "автор" предлагает считать, что это - труба крематория. Ну а сам акрополь - это крематорий, конечно. А я предлагаю читать учебники истории. И возьмем известного историка Фердинанда Грегоровиуса, где почитаем про франкский период следующее (напомню, что Афины перед интересующим нас периодом принадлежали Византийской Империи): "И вот этот великий оплот Европы ниспровергли не враги христианства, а христиане-крестоносцы, верования которых совпадали с греческими во всех существенных частях". То есть, Грегоровиус пишет, что Афины, как часть Византии, были разгромлены рыцарями-крестоносцами (для понимания надо вычитать всю главу книги, здесь отдельная цитата, контекст сохранен). Которые принесли в Афины не какую-то иную веру, а все то же христианство. Где "автор" увидел здесь загадку - загадка иного уровня.
Но самое удивительное в ролике "автора" другое. Ролик называется "Чужая религия в Европе. Почему нет кладбищ". С каких пор сугубо погребальный обряд служит свидетельством религиозной принадлежности? Давайте допустим, что людей действительно кремировали (хотя в массе это не так, конечно). Что это доказывает само по себе? Хм... Ничего, ведь и христианство с оговорками допускает кремацию. Или с другой стороны. Например, берем стандартное захоронение в земле. Оно принято в христианстве, в исламе и в иудаизме. Как по отдельному захоронению понять, кем был умерший? А еще у... неандертальцев, которые к религии вообще отношения не имели. И без дополнительных знаний тут в принципе не разберешься. А тут "автор", без единого доказательства прилепил Европе какую-то неназванную религию и пошел праздновать. В этом месте можно перейти к цитате в начале статьи.
Моя следующая статья про "Псков, античный и не очень" здесь
И КОНЕЧНО, С ПРАЗДНИКОМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ ВАС!