Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Азербайджан - морская держава!

Единственный, пожалуй, вид транспорта, которым Азербайджан обделён - это речной, не считая моторных на лодок на Куре, катавших народ под мостом в Мингечауре. Зато есть тут Каспий - хоть и не сказать чтоб настоящее, но море. С вполне настоящими портами, как скажем бухта Ильича в южных предместьях Баку:

Всё по взрослому - вот например грустный списанный ледокол "Капитан Раджабов" (1976), у которого наверняка есть более молодые сменщики:

-2

Военные катера. С 1867 года Баку был главной базой Каспийской флотилии, и в 1991 году её, как и Черноморский флот, пришлось делить. Тут, в отличие от Черноморского флота, обошлось без скандалов - азербайджанцы получили 30% кораблей, а россияне спокойно ушли в Астрахань, Махачкалу и Каспийск. Интересно, что в 1921 году флот, наоборот, объединяли: к Каспийской флотилии относились суда, пришедшие в Баку с Волги и отбитые у белых в Энзелях, а пережившие войну здесь назывались Красным Флотом Советского Азербайджана - ранее они перешли на сторону большевиков против Первой республики и Мусавата. У нынешнего Азербайджана личный состав ВМС 14 000 человек, а в строю - катера береговой охраны, минные тральщики, сторожевые и десантные (на фото) корабли и даже целая подводная лодка - класса "Тритон" (кто знает - оценит юмор). Вид у флота очевидно прибрежный, у кораблей вместо красивых названий одни номера, и даже как такового флагмана (назывался бы он, конечно же, "Гейдар Алиев"!) тут нет. Каспийское море для Азербайджана тыл, ведь враги, наоборот, засели в горах Малого Кавказа.

А вот - построенная в Турции прогулочная яхта "Мирвари" (2013) у бакинской набережной:

-4

Самые актуальные в азербайджанском шип-споттинге - конечно же, суда обслуживания шельфовых нефтепромыслов. Вот например идёт монтировать буровую плавкран "Генерал Али-ага Шихлинский" (1987) финской постройки, названный в честь весьма колоритного персонажа, успевшего послужить и царю, и Мусавату, и большевикам, а в 1943 году ещё и умереть не в бою и не в застенках, а дома на пенсии.

Танкер "Сураханы" (1958) с местной верфи им. Вано Стуруа, в ходе недавней реконструкции обученный собирать нефть с поверхности воды:

-6

При виде этого красавца я только спросил стоявших рядом мужиков, откуда он. Те ответили - "С платформы!", а я подумал, что может даже из Нефтяных Камней (хочется верить, что это они видны на заднем плане!).

-7

Эти же мужики сказали, что катер "Рашид Бехбудов" - голландский. На самом деле всё ещё хитрее - строился он на Филиппинах, доводился до ума в Австралии, а затем, с припиской Ямайки, через всю планету каким-то образом добирался на Каспий. Только там умеют подобные строить, или в этих схемах замешана легендарная азербайджанская коррупция - не берусь предполагать.

Больше всего у "Рашида Бехбудова" меня впечатлили движители - не привычные винты, а водомёты, испускающие неимоверное количество пены:

Откуда прибыл не столь пафосный "Орион-18" (такие строились в позднем СССР в Сосновке Кировской области), мне отвечать уже наотрез отказались, холодно смерив взглядом да бросив "Зачем вам это знать?". Но видимо тоже с платформ...

Так как Нефтяные Камни и оправдывающий своё название Жилой остров (на самом деле он Чилов) с материком связывают вертолёты - хорошо знакомые по нашим северам Ми-8. Но и то, и другое строго закрыто для посторонних, даже азербайджанские СМИ туда просачиваются куда реже, чем в наши ЗАТО или вахтовые города полярных тундр.

-11

Вертодром на прикреплённом к материку мостом острове Пираллахи:

-12

Есть здесь и пассажирские суда, но кадр с одним из них - из казахстанского Актау. Как нетрудно догадаться, "Каспар" - это Каспийское пароходство, возводящее свою родословную к легендарному обществу "Кавказъ и Меркурий". Странное название последнего - всего лишь потому, что был он 1858 году образован слиянием двух этих контор, у которых был одни хозяева - статские советники Николай Жеребцов и Валерий Скрипицын. Нефтяной бум наплодил в Баку множество других частных пароходных компаний, воды Каспия бороздили первые в мире нефтеналивные суда - деревянная баржа "Александр" (1873) и самоходный металлический танкер "Зороастр" (1879), а Советам Каспийское море досталось с 4 сотнями крупных судов, треть из которых составляли парусники. Лишь к 1953 году, через ещё несколько организаций и укрупнений, был образован нынешний "Каспар". Ныне в его распоряжении около сотни судов, и среди них - 13 грузопассажирских паромов, курсирующих из Баку в Актау и Туркменбаши (бывший Красноводск) на том берегу Каспийского моря.

-13

Причём вторая линия (в среднем 12 часов хода) существует с 1962 года и работает, говорят, как часы (кроме штормов), а вот в Казахстан из Азербайджана (в среднем сутки хода) паромы отправляются в среднем 1-2 раза в неделю без чёткого расписания и вполне могут зависнуть на сутки-другие на рейде у казахстанских берегов. Билеты на них не сказать чтоб дешёвые (50-80 долларов в 6-, 4- и 2-местные каюты), а туркменская переправа опасна ещё и тем, что в визе Туркменистана указываются чёткие даты въезда и выезда, и шторм не считается уважительной причиной их нарушать.

Известная история, как таким образом влипла группа польских туристов - туркменская виза сгорела, азербайджанская была уже закрыта, и в общем как в фильме "Приключения итальянцев в России" ребята мотались туда-сюда, пока за их спасение в Баку бился польский консул. На кадре выше - "Меркурий-1", построенный в Югославии в 1985 году как "Советская Грузия". Был ещё "Меркурий-2", бывший "Советский Таджикистан", но он затонул в 2002 году во время шторма. Из размеры 155 на 18 метров, водоизмещение - 5133 тонн. Впрочем, систершипы "Меркурия" (серия "Советский Дагестан") тут старички - 6 паромов из 13 приобрёл уже независимый Азербайджан, парами в 2005, 2006 и 2012 годах ("Белоканы" и "Барда"), причём поставщиком их оставалась всё та же хорватская Пула. Вот один из них виднеется на рейде порта Алят в 40 километрах южнее Баку близ Гобустана - с 2014 года паромный терминал находится здесь, а на бакинском морвокзале даже кассы не осталось.

-14