Эхолалия – это повторение ребенком того, что сказал взрослый, и чаще у этого слова негативный оттенок. Это что-то плохое. Но ребенок использует повторение слов взрослого для того, чтобы учиться говорить. Это явление чаще называют иначе – имитация.
Если любого человека спросить: «Как младенец учится говорить?» Ответ будет таким: «Копирует то, что делают взрослые». То есть предполагается, что существует какая-то эхолалия со знаком плюс – взрослый говорит, ребенок повторяет, запоминает и так учится говорить.
Подобное понимание механизмов освоения ребенком родного языка приводит к тому, что специалисты, работающие в АВА-подходе, очень много времени уделяют развитию у ребенка навыков имитации. Правда, при этом эхолалию они воспринимают не как имитацию, а как нежелательное поведение и борются с ней. Противоречие?
Жан Пиаже описывал эхолалию у детей как остаточное проявление лепета (Пиаже, 2008). Он считал, что ребенок повторяет слова просто так, для удовольствия, у него нет цели к кому-то обратиться. Причем он выделял «сенсомоторную» имитацию – это те звуки или слова, которые ребенок неосознанно повторяет в первые два года своей жизни, и «отсроченную» имитацию. Отсроченная имитация, по его мнению, характерна для ребенка в возрасте от 2 до 7 лет, когда он воспроизводит какие-то воображаемые модели, опять же разговаривая сам с собой.
Почему-то мало кто упоминает о том, что Ж. Пиаже проводил свои наблюдения в сиротском доме. А это важно. Возможно, поэтому у него сложилось ощущение, что детская речь автономна: ребенок ни к кому не пытается обратиться и постоянно разговаривает сам с собой. Сейчас уже известно, что у детей, которые воспитываются в закрытых учреждениях, часто наблюдается аутистическое поведение. Оно становится результатом влияния среды на развитие ребенка.
Психологи-бихевиористы (а АВА-терапия родом из этого течения) считают, что ребенок сначала имитирует любое поведение другого человека, а потом оно становится его собственным. Но Роман Осипович Якобсон, известный российский и американский лингвист, высказывал сомнения по поводу такого понимания процесса освоения ребенком языка. Он писал, что имитация не может помочь ребенку открыть языковые правила – это творческий процесс и его невозможно объяснить механическим копированием образца (Якобсон, 1985).
К чему в итоге мы пришли? Есть ли разница между эхолалией и имитацией в процессе языкового развития маленького ребенка? Американская исследовательница детской речи Луи Блум ставит знак равенства между этими терминами (Bloom, 1991).
В ее работах показано, что имитация является стратегией, которую используют для освоения языка не все дети. Здесь важно добавить, что Л. Блум называла имитацией ситуации, когда ребенок в естественной ситуации – без просьбы взрослого – повторяет высказывание или часть высказывания. То есть здесь имеется в виду немедленная имитация ребенка (можно соотнести ее с немедленной эхолалией).
Оказывается, два ребенка из шести не использовали такую стратегию освоения языка. Некоторым детям имитация помогала запомнить новые слова, а другие прекрасно обходились без этого.
Интересно, что дети очень избирательны в том, что именно они имитируют. Они не повторяют те слова, которые уже хорошо знают, а также совершенно новые слова. Для имитации они выбирают тот языковой материал, который уже находится в процессе усвоения.
По мнению Л. Блум, дети, которые развиваются без особенностей, могут использовать разные стратегии. Среди них есть «имитаторы» (имитируемая речь составляет около 35% речевой продукции) и «не имитаторы» (только 5% детских высказываний являются имитациями). И эти стратегии достаточно устойчивы.
Текст Виктории Ефимовой