Найти тему

Женщины в оккупации, сколько им пришлось пережить? Из воспоминаний моих бабушек

С бабушкой мы совсем мало говорили о войне. В такое время она жила, многого боялась. Я выросла, закончила исторический факультет и могу понять ее страх. Время было такое, за опрометчиво сказанное слово можно было легко расстаться с жизнью.

Наверное, потому только в этом году я узнала от своей троюродной сестры Татьяны Лихомановой (Драгуновой), что бабушка моя получила похоронку. Дедушка потом вернулся домой, без руки. А что пришлось пережить женщине с тремя детьми на руках, получив такое известие?

Сведения эти мы-внучки почерпнули с сайта «Память народа». Вот цитата из документов: «Кузнецов Федор Семенович __.__.1902 Могилевская обл., Мстиславльский р-н, д. Сушь Призван - 05.10.1943, Ходосовский сборный пункт, Белорусская ССР, Могилевская обл., Мстиславльский р-н в 64 сд, красноармеец убит 26.10.1943. Похоронен - Белорусская ССР, Могилевская обл., Чаусский р-н, д. Ново-Александровка, западнее, 600 м, опушка леса, полковое кладбище, могила».

Семья моей бабушки и ее сестер жили в оккупации долгие 3 года. Бабушка рассказывала, что дом их заняли немцы, а она с детьми жила в землянке. Бабушка стирала немцам белье и готовила еду. Вспоминала, что один из немцев был добрым и старался передать что-то из еды детям. Он объяснял, что дома в Германии у него тоже остались дети. А когда в деревню приезжали финны, жители старались прятаться. Финны были очень жестокими, творили бесчинства. Для того, чтобы спрятаться, была даже выкопана землянка в Березнике, который находился на окраине деревни.

Мама моя родилась в 1933 году. В начале войны ей было 8 лет. У мамы сильно болели суставы, она говорила, что в детстве застудила ноги. Не было обуви, наматывали разное тряпье на ноги и ходила она по полю, собирала мерзлую картошку, которую называли шептуны, а если повезет и колоски. Приносила мама домой такое «богатство», а бабушка уже придумывала из шептунов разные блюда, в том числе и лепешки с добавками из трав, чтобы прокормить детей.

Сколько помню маму, она все блюда ела с кусочком хлеба, каши и макароны. И никогда не выбрасывала хлеб. Если оставались кусочки, сушила его и отвозила в деревню на корм скоту. Эта память о постоянном голоде сохранилась с той военной поры на долгие годы.

Из воспоминаний моей крестной Шумеевой (Новиковой) Анастасии Стефановны.

Дом ее семьи был добротным. Фашисты устроили в нем военную комендатуру. Бабушка Настя тоже вспоминала, что были и честные немцы, которые понимали всю пагубность и жестокость войны. Однажды, когда Анастасия Стефановна чистила картошку, чтобы готовить обед, вошел немец и сказал, чтобы она незаметно вышла и убежала из деревни. Потому что приедет вскоре карательный отряд и будут всех молодых забирать на работу в Германию. Бабушка Настя предупредила кого смогла и вместе они убежали за 6 км от деревни в село Саполово.

Покидая завоеванные территории, фашисты лютовали. Саполово было сожжено дотла. Но жители после войны отстроили дома. Я хорошо помню эту деревню.

-2

Такие небольшие эпизоды, а ведь нашим бабушкам пришлось долгие месяцы жить в постоянном страхе за жизнь свою и детей. И остались они после всех испытаний добрыми, ласковыми и трудолюбивыми.