В Китайской мифологии, отлично от Европейской, наблюдается большое разнообразие единорогов - Цилини (Кирины), Се Джи, Писюэ в ассортименте подвидов, Лу Дуани и прочие Комайну. Мы продолжаем цикл из трех частей, цель которого - навести порядок в этом волшебном бестиарии.
Герои второй части, Лу Дуань и Се Джи, очень похожи между собой. Скорее всего первый - Лу Дуань, имеющий более старинное происхождение, лег в основу Се Джи - изображение которого мы до сих пор можем наблюдать на эмблеме китайской полиции.
ЛуДу(а)нь 甪端 Lu Duan
Упоминания о Лудуане почти такие же давние, как о Цилине и связаны лично с Великим Императором Цинь Ши Хуанди (Первый Китайский Император, 259 до н. э. — 210 до н. э. ). Упоминаний о нем в англо-русско интернете ничтожно мало и доверия они не внушают, поэтому пришлось обратиться напрямую к Байдупедии и продираться через автопереводчик к китайскому языку.
"Байдупедия" поведала легенду о появлении Лудуаня - его то ли вывел, то ли нашел сотрудник “парка редких существ” Ши Хуан Ди, так как император, коллекционер всяких редкостей, потребовал найти или вывести “зверя, которого не бывает”. Найденное существо назвали именем из двух иероглифов: 甪 Lu - фамилия смотрителя зоопарка, а 端 Duan - “единорог, оленео-образное животное”. Но диковинному зверю пришлось бежать из парка Императора, так как его собирались съесть, он претерпел много лишений и бед, но выжил. Никаких особенных свойств у него не было, но в этой старинной легенде есть очень ценное для данной статьи описание внешности загадочного животного:
- Его странной формы Рог - от носорога, часть тела - Льва, обратная (задняя) - Дракона, медвежьи когти, чешуя рыбы, коровы хвост.
То есть от Цилиня (Кирина) он отличается лапами с когтями, вместо копыт, и телом льва-дракона, вместо тела парнокопытного. Общего у этих единорогов - только наличие одного рога, чешуя и морда.
Во времена династии Хань, Лу Дуань был просто одним из экзотических животных, не имеющих специальных навыков. А вот уже во времена Тан и Сун, Лу дуань обрастает магическими свойствами: умение проходить 1800 ли и знание всех языков мира.
Xièzhì (獬豸) Се Чжи (Кор. Haetae 해태 )
В тоже время в древней китайской мифологии появляется волшебный зверь Се Чжи - Символ Справедливости и обнаружения истины.
Описание внешности Се Чжи, приведенные "Байдупедией" со сслыкой на древние трактаты, собирательно примерно такое: “Божественный зверь с телом быка, но маленький, как овца, похож на Единорога, тело покрыто темными волосами, глаза яркие и есть Рог, лоб, как правило, длинный; имеет высокий уровень интеллекта, умеет отличать добро от зла и обнаруживать Истину; символ мужества, справедливости, правосудия мира и света”.
Другие, описания непосредственно внешности достаточно туманны, и все источники имеют общими всего 4 признака- “похож на быка, овцу, оленя или единорога”.
Зато его главная особенность - стоять на страже Правды и Справедливости - определена достаточно конкретно.
Естественно, такой мощный образ не мог не использоваться в государственной символике. Мы доподлинно знаем, что во времена Цин (последняя китайская династия, до 1907 г.) использовались изображения именно Се Чжи для зданий судов и одежды чиновников, надсмотрщиков, цензоров и судьей.
КНР унаследовала эту символику - Се Чжи теперь украшает униформу полиции. И если мы посмотрим на эти многочисленные изображения такого важного образа, то увидим, что похож он не на “корову,овцу или оленя” , а как раз на Лу Дуаня, внешность которого была разобрана выше.
Рискну предположить (но это - не научная версия), что произошло слияние идейного символического образа одного мифического животного с внешностью другого для более узнаваемого (т.к. описание Се Чжи из древних текстов было бы очень просто спутать с ЦиЛинем-Кирином). Именно поэтому можно объединить двух единорогов Лу Дуаня и Се Чжи в одно, последовательно возникшее мифологическое существо.
_______________________________
Часть 1: Разнообразие фауны Китайских Единорогов - Цилинь.
Часть 3: Разнообразие фауны Китайских Единорогов - Свирепые воины семейства крылатых львов
_______________________________
Автор статей цикла: Рудина Валерия
Приготовлено специально для информационных публикаций "Первой Московской Галереи Восточной Живописи" (с) mos.gallery
При полном или фрагментарном использовании текста публикаций - указывайте, пожалуйста, ссылку на источник.