Выбор новостройки, безусловно, зависит от финансовых возможностей покупателей. Особенно в доступном сегменте. Однако ценовой фактор не исключает других параметров на этапе поиска подходящего жилья. Потребители руководствуются совокупностью критериев, среди которых – наличие отделки от застройщика. В чем заключается популярность готового ремонта, рассказывает Наталия Кузнецова, генеральный директор АН «БОН ТОН».
Отделка – важное условие, на которое готовы обращать внимание покупатели жилья. Готовый ремонт принято ассоциировать с массовым сегментом, так как именно такой покупатель, прежде всего, заинтересован в экономии и оптимизации затрат на обустройство квартиры.
Однако отделка не является составляющей исключительно классов эконом и комфорт. Данное предложение актуально и для более дорогих проектов – уровня бизнес и премиум. Вплоть до лотов с наличием мебели /кухонного гарнитура, которые пока остаются редким явлением на рынке.
Отделка в новостройках предоставляется в разных форматах. Застройщик может предложить квартиру, полностью готовую для въезда. То есть, с выполненными черновыми и чистовыми работами. В данном случае подразумевается, что в квартире установлено сантехническое оборудование, поклеены обои (или под покраску), уложено напольное покрытие. Качество материалов может варьироваться, но застройщики, подстёгиваемые конкуренцией на первичном рынке, готовы предлагать презентабельную отделку, выполненную с использование продукции ведущих брендов (Kerama Marazzi, Roca, Grohe, Tarkett и т.д.). Покупателю легче принять решение, если он может визуально оценить предлагаемые варианты. Поэтому застройщики размещают на сайте 3-D визуализацию интерьера, а также создают шоу-румы в офисах продаж. Такая практика позволяет получить полное представление о жилом пространстве и предлагаемой отделке в ЖК. При этом данный комплекс форматов может быть дополнен VR-технологиями. Покупатель надевает специальные очки, чтобы совершить «виртуальную» прогулку по будущей квартире.
Кроме полной отделки, на рынке недвижимости получил распространение и другой вариант. Это WHITE BOX или предчистовая отделка. Сам термин пришел из коммерческой недвижимости. Выполняются черновые работы, т.е. происходит выравнивание стен, пола и потолка, разводка электричества, проводка труб водоснабжения и отопления, устанавливается входная дверь. Покупателю остается выбрать материалы на свой вкус и, соответственно, оформить жилое помещение. Самые трудный и хлопотный процесс работы – уже позади, что также интересно потребителям.
Как показывает статистика спроса за 2019 год (за первые три квартала), покупатели недорогого жилья стремились к выбору квартир в новостройках с отделкой. В комфорт-классе, за указанный период, доля сделок с отделкой увеличилась с 49% до 56%, а количественные показатели выросли на 18,3%. Доля предчистовой отделки остается на уровне 7-8%. В эконом-классе, представленном типовым домостроением, порядка 84% приходится на квартиры с предчистовой отделкой. Остальные 16% продаж – варианты с полной отделкой.
В бизнес-классе основной объем продаж, порядка 75%, пришелся на варианты без отделки. Квартиры, готовые для проживания, потеряли порядка 30% спроса, а доля упала с 11 до 8%. На долю предчистовой отделки приходится порядка 17% в общей структуре – покупатели бизнес-жилья больше тяготеют к формату WHITE BOX, так как он оставляет свободу выбора дизайнерских решений, отделочных материалов и цветовой гаммы. В этом заключается существенный плюс формата, так как застройщики, предлагающие полную отделку, ограничены в своих возможностях и предоставляют несколько универсальных вариантов. Как правило, речь идет о нейтральном дизайне, который соответствует вкусу значительного количества покупателей.
Почему отделка так востребована на первичном рынке? Среди основных причин – экономия сил и времени. Покупатель въезжает уже в готовую квартиру, остается только расставить мебель и отпраздновать заселение. Однако на этом все преимущества не заканчиваются. Застройщик закупает материалы большими объемами и централизовано, что в итоге приводит уменьшению затрат на отделку.
Средняя стоимость отделки в комфорт-классе может составлять 15-25 тыс. рублей за квадратный метр, в бизнес-классе ценовой уровень доходит до 25-30 тыс. за кв.м. Стоимость предчистовой отделки варьируется от 8 до 14 тыс. руб. за кв.м в комфорт-классе, и от 12 до 16 тыс. руб. за кв.м в бизнесе. Как правило, для покупателей наиболее актуально, если доля предчистовой отделки (WHITE BOX) не превышает 6-7% от стоимости квартиры. Желательно, если на полную отделку приходится не более 12-15% от общих затрат.
Значимым преимуществом для покупателей является возможность выбора вариантов с отделкой, включенной в стоимость ДДУ. Это значит, что в ипотеку входит не только само помещение, но и его ремонт. Таким образом, покупателям не нужно будет оформлять более дорогой потребительский кредит. С точки зрения застройщика наличие отделки является важной опцией, позволяющей привлечь покупателей и сделать свой проект максимально востребованным. Это отличный способ расширения продуктовой линейки, позволяющий охватить интересы значительной части аудитории.
Наталия Кузнецова
генеральный директор Агентства недвижимости «Бон Тон»
Чтобы попасть на выставку, необходимо зарегистрироваться на сайте, скачать бесплатный билет и распечатать его.
Получите бесплатный билет на выставку недвижимости