Гибель парохода «Успех». (1894 г.)
Как известно, 5 августа, около 7 часов вечера, на реке Шексна, в 30 верстах от Рыбинска, недалеко от селения Вольского, затонул пассажирский пароход «Успех», принадлежащий Милютиным и шедший в Череповец. На место катастрофы вскоре прибыли прокурор Ярославского окружного суд, земский начальник Рыбинского уезда, судебный следователь Рыбинского уезда и другие. Земский начальник тотчас по прибытию принял надлежащие меры к разысканию и охранению имущества пассажиров. После допросов, произведённых подлежащими властями, выяснились следующие подробности гибели «Успеха». Пароход «Успех» вышел из Рыбинска в 4 часа дня, при хорошей погоде, с грузом около 2000 пудов. Груз этот, надо заметить, не превышает грузоспособности парохода, но, тем не менее, сидел пароход настолько глубоко в воде, что казалось возможно из окон кают достать рукой до поверхности воды. В том месте, где Шексна делает крутой поворот, около так называемого «Черного мыса», поднялся сильный шторм, налетевший на правую кормовую часть «Успеха», который должен был накрениться на левый борт. Помощник капитана Лавров, бывший в это время дежурным по вахте, приказал команде перевалить часть клади на левый борт, с целью уравновесить пароход, но эта мера не помогла, и пароход все более и более шел на левую сторону. Видя, что пароход находится в неминуемой опасности, Лавров приказал направить пароход к правому берегу, рассчитывая, что высокий берег предохранит и ослабит силу ветра. Пароход, таким образом, удалось причалить, и часть пассажиров благополучно перебралась на берег. Меж тем, в то время когда пароход накренился на левый бок, вода силою ветра хлынула в окна кают парохода и затопила машинное отделение. Кормовая часть парохода от тяжести груза начала оседать, чалка парохода оборвалась, и пароход понесло на средину реки, где он скоро и затонул. Пассажиры начали бросаться в воду, некоторые спаслись на лодке, которую успели спустить на воду, другие на мостике парохода. Тут же подоспевшие пароходы «Птичка» и «Пятый» начали спасать тонувших пассажиров и их имущество, плававшее в воде. Число пассажиров парохода «Успех» достоверно неизвестно, так как некоторые ехали без билетов. На Рыбинской же пристани было выдано на «Успех» 56 билетов. Команды было на пароходе 16 человек. Сколько жертв принесла происшедшая катастрофа – вполне не выяснено. В настоящее время из воды извлечены трупы следующих лиц: капитана А. Д. Проворова, пассажиров Пыханова А. А., Ермакова П.В. и череповецкой купеческой жены Зои Васильевой Прониной. Из погибших, но не извлеченных из воды известны следующие лица: кочегар парохода «Успех» И. В. Головкин, контролер А. И. Демидов и Марта Григорьевна Фавр, дочь преподавателя французского языка череповецкого реального училища.
Один из пассажиров погибшего парохода «Успех» пишет: «Спасшись, расскажу, что знаю об этой ужасной и возмутительной, по своей обстановке, катастрофе. Пароход пошел ко дну в каких-нибудь 5 – 10 минут. Капитан и машинист спали. Наверху оставался помощник капитана, который перед шквалом пил чай в компании с какой-то девицей. Чаепитие это продолжалось уже довольно долго, и я смеялся с моим соседом, что подойду к говороной трубе и крикну «стоп», чтобы испугать и тем спасти его от неминуемой уже марьяжной погибели. Но пошел дождик, подул ветер, на небе позади нас вдруг образовались два зловещих облака, потемнело. Публика сбежала вниз, я тоже сбежал в мужскую каюту I-го класса, где спали, кажется, двое пассажиров. Я начал было закрывать окна, чтобы остановить сквозняк, но в это время пароход покачнулся и остановился. На верхней палубе раздались женские крики: «Пароход совсем на боку»! Выйдя на палубу, я убедился, что пароход действительно на боку. Огромная почка перекатилась по палубе в сторону крена. Вся команда повисла на другом борту. Крик невероятный. Затем мы все, кто был, инстинктивно начали карабкаться на верхнюю площадку. Выбежали женщины и дети, первые, конечно, с отчаянными криками и трагическими жестами к небу. «Командир» бегал по палубе и кричал: «Не беспокойтесь! Лодку давай! Спускай сходни»! Его отчаянные крики нагнали еще больше страху.
Нос парохода в это время подошел близко к берегу, матросы бросились по пояс в воду и начали чалить канат, потом спускать сходни. Новый порыв ветра, и сходни поплыли, пассажиры очутились в воде, причал вырвало, и пароход понесло от берега. На носу давка, вот уже и он в воде. Бросаются, как попало, в воду. На верхней площадке человек 15, в том числе и ваш покорнейший слуга со спасательным кругом. «Командир» куда-то исчез, площадка уже в воде. Я поплыл к ближайшему берегу – отнесло, я к другому. Волны прыгают через голову. Кругом мешки, разный хлам, окунающиеся головы и крики – крики, которых раньше мне не доводилось слышать. Выбившись из сил, стараюсь только держаться на воде. Судьба подносит меня к большому обломку-плоту. Карабкаюсь на него, дрожу от холода. Ветер стих. Спасшиеся – на берегу, сбежавшиеся крестьяне кричат вместе с утопающими о спасении. Кто-то раздевается и бросается в воду. Оказывается потом, что это крестьянин-мальчик. Он спас двоих или троих. Показался пароход «Пятый», потом «Птичка». С первого кричат: «Плыви сюда»! Конечно, я сижу на своем плоту. Нас 5 человек подбирают на лодку, один лежит на дне без чувств. Затем нас привезли в Вольс (село), а отсюда на лошадях мы приехали в Рыбинск. Пароходы, ни один не повез, меж тем погода уже стояла тихая, луна светила во всю. Весь груз, все вещи, конечно, потонули. Команда спаслась».