100 лет назад 17 апреля 1920 года, чувствуя свою ответственность за военные неудачи Добровольческой Армии, генерал Антон Иванович Деникин подал в отставку с поста главнокомандующего Вооруженными Силами юга России. Назначив преемником генерал-лейтенанта Петра Николаевича Врангеля, Деникин в тот же вечер на английском миноносце отплыл из Крыма, до конца жизни покинув пределы России.
Вместе с тем Деникин отказался передавать Врангелю титул Верховного Правителя Российского Государства, который Колчак передал Деникину своим последним указом 4 января 1920 года. Хотя Деникин в эту должность официально не вступал, но фактически её исполнял. Таким образом его можно считать последним главой старой России.
Живя в эмиграции, Деникин отошел от активной политики, сосредоточившись на литературной и публицистической деятельности. Из под его пера вышли фундаментальная история Гражданской войны в России «Очерки русской смуты», воспоминания «Старая армия» и автобиография «Путь русского офицера».
Что интересно, первый серьезный публицистический опыт у Антона Ивановича появился во время его службы в Саратове.
Антон Иванович Деникин в Саратове
В январе 1907 года герой русско-японской войны, послужив «временно» на должности с понижением, наконец-то получает повышение на должность начальника штаба 57-й резервной пехотной бригады в Саратове. Резервная бригада состояла из 4-х полков двухбатальонного состава, и служебное положение в ней было такое же, как в дивизии.
Прибыв в Саратов, 35-летний не женатый полковник селится вместе с мамой на съемной квартире (второй этаж) в доходном доме госпожи Банковской, ныне это жилой многоквартирный дом №2 по улице Рабочая.
Можно предположить, что для Деникина это было возвращение на родину предков, хотя вряд ли он испытывал по этому поводу какие-то положительные эмоции. Его отец Иван Ефимович происходил из крепостных крестьян Саратовской губернии. Помещик отдал его в солдаты, но тот сумел выслужиться в офицеры и вышел в отставку в чине майора пограничной стражи. Сам Деникин родился в Варшавской губернии Российской империи.
В свободное от службы время в эти годы я много писал, помещая статьи в военных журналах, преимущественно в «Разведчике», под общей рубрикой «Армейские заметки».
А.И.Деникин «Путь русского офицера»
Служба в провинциальном гарнизоне имеет свои особенности. Гарнизон в Саратове находился вне внимания Главного штаба и всегда несколько отставал от столичного или приграничных гарнизонов. Так совпало, что в Поволжье в это время бушевали революционные события. Саратовские крестьяне устраивали массовые беспорядки. В Казанском военном округе, куда входил Саратов, было введено военное положение. Вся полнота власти была у военных. Офицеры решали не только вопросы службы своего полка, но и контролировали гражданское общество. Осуществлялось это участием в заседаниях военно-полевых судов по делам революционеров, что не всем из офицеров нравилось. Для контроля за неукоснительным исполнением военно-полицейских функций военнослужащими командующим Казанского военного округа был назначен генерал Александр Сандецкий.
Армейские будни заволокло грубостью, произволом и самодурством.
А.И.Деникин «Путь русского офицера»
Генерал Сандецкий стал объектом едких фельетонов, публиковавшихся Деникиным под псевдонимом Иван Ночин. Чувствуется, что автор вдохновлялся сочинениями Салтыкова-Щедрина. Наиболее заметной стала сатирическая публикация «Сверчок» про печальную судьбу провинциального ротного командира.
Было бы очень полезно полистать подшивку журнала «Разведчик» - она доступна в Российской национальной (публичной) библиотеке в Санкт-Петербурге - и выписать «Армейские заметки» Ивана Ночина (Антона Деникина). Все публикации саратовского периода жизни Деникина можно было бы издать отдельной брошюркой, тем более в 2017 году истек срок действия авторских прав на сочинения Антона Ивановича, а соответственно спрашивать разрешение на это ни у кого не нужно.
Дом, в котором жил и работал начштаба саратовской бригады Деникин по понятным причинам при Советской власти никогда не был историческим объектом, но каким-то чудом сохранился до наших дней. Производит он совершенно печальное зрелище, капитального ремонта в нем явно ни разу не было с 1896 года. Ещё в 1982 году его признали ветхим, но 46 человек продолжают считаться его жильцами. По информации Управления по охране объектов культурного наследия Саратовской области этот жилой дом относится к выявленным Объектам Культурного Наследия и поэтому не подлежит сносу. Решением специальной комиссии от января 2014 года Дом Деникина признан аварийным и подлежащим реконструкции. Начало работ по реконструкции возможно не ранее, как по завершении полного отселения жильцов, сроком окончания расселения городские власти называют 31 декабря 2020 года.
В мае 2015 года в доме был пожар. Зимой 2019 года, запомнившейся саратовцам обильными снегопадами, на части здания рухнула крыша и обвалилась часть фасада. Тогда просто чудом никто не пострадал. Продавцу магазина на первом этаже дома потребовалась помощь спасателей, чтобы выйти из заблокированного помещения.
За последний год состояние дома заметно ухудшилось, мародеры унесли декоративные перила и другие элементы декора.
Городские власти продолжают проявлять безразличие к судьбе дома. Ничего не известно про включение объекта в программу финансирования восстановительных работ. Генерал Деникин остается чужим для общества. Его не любят либералы, его ненавидят консерваторы. Определенный интерес по увековечиванию памяти о пребывании в городе последнего Верховного правителя России был только со стороны бывшего губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова - его стараниями была установлена мемориальная табличка на бывшем здании казармы бригады, которой командовал Деникин.
Как отметил премьер, все эти выдающиеся люди (генерал Антон Деникин, философ Иван Ильин и писатель Иван Шмелев) - «настоящие государственники». При всех трудностях, сложностях и противоречиях, которые сопровождали их жизнь, «главное, что их отличало - глубокая и верная любовь к Родине, к России, истинный патриотизм». «Трагическое время, героические люди», - добавил В.В.Путин.