Великий композитор. Космическая музыка. Высота, на которую не смог подняться ни один другой композитор во все времена.
Даже когда мы пытаемся играть Баха, мы всего лишь пытаемся. Сыграть Баха - очень сложно. Вообще играть музыку барокко нужно идеально: с идеальным ритмом, идеальной интонацией. Однако ни в коем случае нельзя играть её скучно!
Если Прокофьев для меня - это произведения для скрипки и фортепиано, Шостакович - струнные квартеты, то Бах - это концерты для камерных ансамблей. Несколько раз мы пытались сыграть Бранденбургский концерт №5 и что-то даже получалось. Первое видео - довольно интересная версия этого концерта с солирующей мандолиной и органным сопровождением в Камерном зале новосибирской филармонии:
Этот же концерт на "Библионочи" в Новосибирской областной библиотеке меньшим составом:
У Баха есть великолепный фортепианный концерт ре-минор, который больше всего мне нравится в исполнении Гленна Гульда. Послушайте, почувствуйте, прикоснитесь к вечности:
Прямо сейчас мы разучиваем концерт для сольной скрипки и гобоя и камерного оркестра до-минор. Мне очень нравится исполнение Гидона Кремера. Слушайте обязательно все три части. Очень грустно, когда исполнители ограничиваются только первой или двумя первыми частями, ведь концерты - это законченные трёхчастные произведения, а какая энергия появляется в третьей части этого концерта!
Ну и конечно, не могу не вспомнить концерт Баха ре-минор для двух солирующих скрипок. Говорить об энергичной третьей части справедливо и по отношению к этому концерту, только послушайте:
И отдельно - только третья часть этого концерта:
Помимо концертов для сольных инструментов и камерного оркестра, я искренне восхищаюсь хоралом Баха, знакомым многим по "Солярису" Тарковского. Мой друг Виталий Ладунов сейчас разучивает этот великолепный хорал на органе:
Слушайте Баха, любите Баха. Играйте Баха, если сможете, но попытаться всё-таки стоит!