Найти тему
Traveling Musician

Немцы и французы

Эта статья будет отнюдь не о моих путешествиях, а о композиторах: немцах-романтиках и французах-импрессионистах.

Шуберт и его струнный квинтет до-мажор. Удивительная вещь, написанная в последние месяцы жизни Шуберта, который прожил (о ужас!) - всего 31 год. И был довольно несчастен в личной жизни и карьере. Но написал великие вещи. Возможно, вы все слышали его знаменитую "Серенаду" или "Аве Марию". Квинтет Шуберта - жемчужина, одиноко сияющая среди многих вокальных и симфонических произведений Шуберта, очень отличающаяся от всех других его произведений. Жизнеутверждающий и оптимистичный до-мажор в конце как бы подводит итог всей сложной жизни, наполненной страстями и переживаниями:

Другой прекрасный немецкий композитор, о котором я хочу написать - это, конечно, Брамс! Наверняка вы слышали его "Венгерские танцы", горячо любимые и исполнителями, и публикой. Кажется, я играла танцы номер 1,2,4,5,6 и 7. Пора восполнить пробел и сыграть третий танец просто ради ровного счёта! Особенно всем нравится "Венгерский танец №5". Здесь есть этот танец в исполнении моего дорогого ансамбля скрипачей под управлением Михаила Семёновича Блама:

Не нужно составлять мнение о Брамсе как о композиторе, исходя только из "Венгерских танцев". У него есть и прекрасные секстеты (произведения для шести струнных инструментов: две скрипки, два альта, две виолончели) и великолепный "Немецкий реквием". К "Реквиему" у меня особая любовь: я его не играла, а пела, причём все части, в составе большого хора. Некоторые считают его довольно скучным и затянутым, однако для меня это произведение особенное и удивительно красивое, особенно вторая и четвёртая части.

Сен-Санс - композитор, которого нужно обязательно послушать. Образный, необычный, запоминающийся с первых нот. Не могу точно сказать, импрессионист он или нет вроде Дебюсси и Равеля, но отнесение композиторов и их произведений к каким-либо направлениям - всего лишь условность. Обожаю Danse Macabre Сен-Санса, арию "Mon couer s'ouvre a ta voix", эпизоды из "Карнавала животных" вроде "Аквариума". Однажды мы играли арию из "Самсона и Далилы" в нашем собственном переложении для скрипки, альта и фортепиано. Огромное удовольствие играть такую музыку!

Равеля играть сложнее, чем Сен-Санса. Он весь какой-то загадочный, запутанный, в полутонах и недоговорённых фразах.

Внимания достоен и Пуленк. Очень нравятся медленные (вторые) части его сонат как для скрипки, так и для кларнета.