Страх – первичная и остро переживаемая эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида. Страх выступает основной сигнальной системой, призванной предупредить организм о гибели. Сигнал настолько сильный, что блокирует все иные переживания и эмоции, суживает фокус сознания до одной потребности – убежать от источника опасности и никогда к нему не приближаться.
Наряду с основными эмоциями, такие, как радость, печаль, удивление и др., страх имеет свои исключительные особенности: он жестко управляется висцеральной системой организма (включая изменение гормонального фона), ответ происходит моментально, действует в отношении угрозы пролонгировано (иногда всю жизнь), иррационален.
Для индустрии маркетинга и PR эксплуатирование эмоции страха является одним из самых ценных инструментов, поскольку позволяет манипулировать поведением индивида или группы людей. Это достигается за счет следующих трех компонентов:
- Страх блокирует рациональное мышление.
- Страх – эмоция непереносимая и от нее стремятся избавиться любыми способами.
- Простой механизм вызова страха. Это достигается за счет того, что эволюция выработала универсальные архетипы страха, которые легко доводятся до сознания интересующего объекта влияния.
Итак, перечислим основные технологические приемы насаждения и распространения эмоции страха.
- Угроза жизни должна восприниматься реально. Ключевое звено - осознание угрозы.
- Встреча с угрозой должна осознаваться как очень вероятное событие и быть непредсказуемой. Культивирование чувства неуверенности, сомнения.
- Показать примеры переживания страха, паники. Герои историй должны быть чем-то похожи с объектом влияния или напоминать о значимых лицах в его ближайшем окружении. (Эмоции очень заразительны, необходимо создать идентификацию с проблемой)
- Ликвидировать возможность альтернативного поведения при заданных обстоятельствах. Для этих целей используются строгие меры воздействия (наказания) при отклонении от «правильного поведения». (Наказание должно быть резонансным и показательным).
- Исключить сравнение с другими похожими видами угроз так или иначе встречающихся в обыденной жизни, но не вызывающих страх или панику. Прежде всего, исключить количественное (статистическое) сравнение. Это позволит значительно увеличить масштаб проблемы.
- По-возможности, дать угрозе уникальное название, чтобы четко ее дифференцировать и на базе этого создать новую психологическую реальность со своим смысловым кодом.
- Постоянно напоминать об угрозе, тем самым, развивая механизм внушения.
- Создать эффект масштабности проблемы: сделать широкое освещение распространенности угрозы и ее последствий среди «эталонных» общностей. Например, целесообразно показывать группы людей, частью которых хочет стать объект влияния или которые представляют для него ценность.
- Строго контролировать информационное поле и не допускать распространения примеров обоснованного и рационального сомнения. Сузить и упростить информационный поток.
- Создать условия, которые бы исключали возможность непосредственно видеть, слышать, осязать компоненты угрозы в полном объеме. Вспомните, какие страшные картины рисует воображение при нахождении ночью в лесу и прислушиваясь к каждому шороху.
- Создать ощущение невозможности предсказать и описать угрозу. Доказательная и перепроверяемая часть должна быть сведена к минимуму. Основной акцент должен делаться на убеждении, слепой вере в компетентность источника информации. Для этой цели «компетентные источники» должны все придерживаться единого консенсуса и не противоречить ему.
- Разобщить социальные связи объекта влияния. По-возможности, изолировать его от обычной социальной среды. Ограничить его физическую активность. Переживание оторванности, одиночества создает благоприятную почву для внушения.
Вышеперечисленные приемы могут применяться как все вместе, так и в отдельности. Все зависит от целей манипулирования.
Знание и понимание этих приемов переводит нас на следующий этап анализа – формированию методических инструментов по избавлению от насаждаемого страха. Речь о них пойдет в следующей статье.
Автор: Дмитрий Сипягин