Под постом про цены на бензин в США началось бурное обсуждения, да, там всплывали верные мысли, но в целом были сплошные догадки (почва для которых безусловно есть), но все же причина была не совсем в этом.
Для начала глянем сравнение цен на бензин в рублях и в долларах
А вот так выглядит график нефти за тот же период
То есть тут понятно к чему я клоню. Да графики цен на нефть и бензин в долларах идентичны.
Существует 2 причины почему бензин в России постоянно растет. Начнем с очевидного и простого. В первую очередь это рубль. Да, в долгосрочной перспективе он всегда будет ослабевать, то есть это нужно принять как факт. Происходит это по многим причинам. Первая и основная в силу последних событий - это постоянные санкции, но есть еще и вторая - фундаментальная - это разница процентных ставок США и России. Этот момент нужно очень долго и нудно объяснять, но это тоже нужно принять как факт. Я не варю, что в ближайшие 25 лет Россия сможет нагнать США и уравнять ставки. Простыми словами - ставки ниже чем в США - валюта страны растет, ставки ниже - валюта страны ослабевает. И линяя тренда всегда меняется в зависимости от разницы ставок. Но будет справедливым сказать, что 62 рубля за бакс сейчас много. И ближайшие 2 года, если не начнут вводить новые санкции против путинской власти, рубль должен уйти к 55 так точно.
А вот про вторую причину зайду издалека. Про бакс скорее было даже вступление.
Россия – вторая страна в Европе по дешевизне бензина, номинально. АИ-95 в России составляет 45,5 рулей (июль 2019), в то время как в Норвегии, литр стоит около 115 рублей. Но если сравнить, какое количество бензина сможет приобрести гражданин на среднемесячную зарплату, то все становится не так очевидно. В Норвегии это 2300 литров, а в России 826. В этом и заключается дороговизна бензина в нашей стране. Именно поэтому он для нас, именно для граждан России является дорогим. Да, для норвежцев их бензин относительно дешевый.
Почему же в России цены на бензин постоянно растут? При чем растут они выше темпов инфляции.
В бюджете России нефтегазовые доходы составляют 46%, то есть наша страна очень зависима от доходов с этой отрасли.
Основная проблема постоянного роста цен в первую очередь – это налоговая нагрузка на НПЗ и рост нефти в рублевом выражении. В РФ налоги и акцизы составляют 65,3% конечной стоимости. С США лишь 16%. Себестоимость производства бензина составляет в районе 25р за литр при текущем курсе рубля и нефти (для России, в других странах может быть меньше). То есть все остальное – это налоги и акцизы, ну и еще какую-то часть составляет маржа НПЗ и АЗС. Прибыль НПЗ в розничном звене и вовсе отрицательная.
А давайте и глянем на саму нефть. Сравним цену в рублях и долларах.
Как видно на графике, нефть в долларах дешевеет, а в рублях, наоборот, растет. И тут мы подходим к выводу, что в силу постоянного роста цен на нефть в рублях, постоянно растет и себестоимость производства. Помимо этого Минфин постоянно повышает и акцизы на бензин. То есть рост цен в 2018-2019 году был обусловлен ростом стоимости нефти в рублях и увеличением акциза. Да, тут еще стоить отметить, что для богатых россиян и крупного бизнеса, да и для ВВП (не путать с валовым продуктом, ну вы поняли) очень выгодно ослабление рубля, ведь они становятся богаче, то слава богу Минфин и ЦБ еще не настолько сильно обнаглели, чтобы так явно сливать рубль, хотя они это и делали, чтобы дыры в бюджете залатать от нефтегазовых доходов, но это же во благу общества. Короче этот момент я бы оставил под вопросом, каждый тут увидит свое. Для меня же все таки Минфин перегибает с ослаблением рубля, не должна валютная политики гос органа так негативно сказываться на населении, и конечно же я буду винить их в таких высоких ценах на нефть
По итогу получаем следующее. Ключевая проблема роста цен на бензин в России – это политика министерства финансов. России, для стабилизации цен на бензин нужен сильный рубль и понижение акцизов на нефть, а не замораживание цен на бензин как это было в 2018-2019 годах, убытки от которого все равно возместим мы – граждане. Минфину и ЦБ следует убавить свою жадность и быть более гибким в плане размера акциза и валютной политики. То есть валютная политика должна быть направлена на поддержку экономики и на ее стабильность, а акцизная политика на темпы роста цен на бензин. Они должны быть связаны и обратно пропорциональны, бюджет не должен получать сверхдоходы от нефтяной отрасли за счет увеличения акциза и курса доллара (то есть не зачет одного из двух инструментов, использовались сразу все), ведь это приводит к убыткам НПЗ, удорожанию конечных продуктов, так или иначе зависящих от стоимости нефти, а за все это платит народ, который и так может позволить себе в 3 раза меньше бензина, чем в Норвегии.