Есть такая меткая русская поговорка: «Пока толстый сохнет, тощий сдохнет». Вот так и продуктовом ритейле: который год лидеры рынка наращивают свои доли, в то время как региональные и локальные сети буквально остаются у разбитого корыта.
О крупных сделках в последние месяцы не говорили, продуктовые сети были заняты другим. Каждый посчитал своим долгом запустить новые сервисы доставки и поработать над ассортиментом в условиях меняющегося спроса.
Но, как выяснилось, «спячка» на рынке отменяется. Крупнейшая в России розничная компания X5 Retail Group объявила о покупке еще одного конкурента. На этот раз на Урале и в Поволжье.
Владелец «Пятерочки» покупает крупную сеть супермаркетов «Райт», которая принадлежит продуктовому ритейлеру «Монетка», входящему в топ-10 крупнейших игроков на рынке по итогам 2019 года.
В компании сообщили, что откроют 21 супермаркет «Перекресток» на площадях конкурента. Общая площадь магазинов составит 33 000 квадратных метров. Таким образом, компания расширит свое присутствие в Свердловской области, где откроются 15 магазинов, а также и Тюмени, Башкирии и ХМАО. По собственным оценкам компании, только в области сделка позволит ей расширить свое присутствие вдвое.
Райт называет себя крупнейшей сетью на Урале и позиционирует как «магазины для хорошей жизни». Ритейлер работает в среднедорогом ценовом сегменте и делает определенную ставку на расширенный ассортимент свежих и ультрасвежих продуктов. В Свердловской области магазины пользуются высоким спросом, хотя для многих покупателей они слишком дорогие. На сайте ритейлера до сих пор нет никаких сообщений о сделке и о том, что сеть вскоре прекратит существование.
Потому что продажа X5 означает полный ребрендинг: на месте всех магазинов, участвующих в сделке, откроются «Перекрестки» в новом формате. С конца 2019 года торговая сеть начала внедрять первую за последние пять лет обновленную концепцию в Москве и Санкт-Петербурге, а с 2020 года - и в регионах.
Кого «Перекресток» купил в прошлом?
Вообще для X5 Retail это типичная история. Компания скупает конкурентов по всей европейской части России на протяжении последних 15 лет. Сам бренд «Перекресток» появился еще в 1995 году, а с 2002 года компания начала открывать под этой маркой и гипермаркеты, а также вывела сеть за пределы Москвы.
В 2003 году «Перекресток» поглотил сеть супермаркетов Spar, а в 2004 году купил ярославскую сеть «365». Спустя год под бренд «Перекресток» также перешли супермаркеты «Далпорт» в Санкт-Петербурге и Краснодаре. Компания также купила Spar на Украине, но потом вынуждена была уйти из страны.
Ну и потом было слияние с «Пятерочкой» и покупка региональных сетей стала для крупнейшей компании на рынке обычным делом. Были приобретены «Копейка», «Патерсон», «Корзинка», «Карусель» и десятки менее крупных сетей. Даже сеть супермаркетов «О'Кей» перешла под контроль X5.
А в регионах закрылись десятки сетей и сотни независимых магазинов, не выдержав конкуренции с «Пятерочкой» и «Перекрестком». На самом деле, от всей этой истории становится немного грустно. Потому что толстый становится все толще и толще, а от тощих уже почти ничего не осталось.