Мир продолжает молниеносно меняться – изменения происходят практически ежечасно. Не известно, что будет дальше. В такой ситуации важнее всего научиться быстро действовать и незамедлительно принимать эффективные решения.
Было много опасений и предсказаний по поводу очередного мирового экономического кризиса и рецессии, но такого развития событий никто не предполагал, никто не ожидал кризиса для системы здравоохранения.
Медицина всех стран, в которых отмечается эпидемия испытывает невидимые перегрузки и все те оптимизации, сокращение и «бизнесориентированный» подход вылился для многих систем коллапсом. Не хватает материалов, медикаментов, оборудования и самое главное медицинского персонала. Если все остальное можно за короткое время восполнить, то высококвалифицированный персонал именно то недооцененное золото, которое невозможно быстро нарастить.
Что же ждет медицину дальше?
Наш VUCA мир стал еще более волатильным. Как сказал Дарвин, «выживут не самые сильные и не самые умные, а те, кто лучше всех приспосабливаются к изменениям».
Произошло искусственное снижение спроса. Вся деловая активность практически парализована, экономика затормозилась. Денежный поток 80% компаний, а также их сотрудников стремится к нулю. Несмотря на все это еще рано говорить о тяжести кризиса и его долгосрочных последствиях, весь масштаб бедствия будет виден ближе к осени.
Возможно, на первый взгляд многим кажется, что частная медицина в данной ситуации находится на подъеме и не испытывает сложностей, однако это не так. Медицинские организации входят в перечень тех, которые должны работать в условиях «выходных», соответственно у них нет смягчающих обстоятельств по арендной и заработной плате. Количество плановых обращений резко падает, пациенты находятся либо в принудительной, либо в добровольной самоизоляции и клиники самое последнее место куда бы они хотели попасть без острой надобности. Соответственно падает и заработок врачей. Возможно многие врачи будут уходить из профессии. Произойдут масштабные сдвиги в области.
В сегодняшней ситуации четко видно, что здоровье самый ценный актив, который есть у человека. Массовое осознание этого приведет к изменению образа жизни людей и здравоохранению придется переходить от медицины болезни к медицине предупреждения. Превентивность – главное слово постпандемической эпохи. Будут платить именно за обеспечение здоровья, а не за лечение возникшей болезни. Сейчас в мире экономически выгодно бесконечно лечить больных. Система страховой медицины имеет большие недочёты. Например, в США дошли до абсурдной ситуации, когда клиникам экономически выгоднее лечить людей от осложнений основного заболевания чем от исходной болезни, они за это получают больше денег.
Вся медицинская система испытывает большие потрясения, многое меняется, те решения и реформы, которые годами зависали теперь происходят быстро. Медицинским центрам придется адаптироваться к новым реалиям. Эмпатия станет главной платформой для всего, успешные компании будут становиться более гибкими, ориентированными на человека. Медицинская помощь будет предоставляться везде, где бы человек не находился. Весь комплекс услуг будет оказываться за одно посещение. Здравоохранение станет ценностно ориентированной - оплата за результат лечения. Будут платить комплексно, за полный цикл медицинской помощи (Bundled payment) а не методом Fee-for-service - когда происходит накручивание пациента, и зарплата врача зависит не от качества помощи, а их количества. Клиникам придется предоставлять адаптированные под каждого, поливалентные услуги.
Социальное дистанцирования станет нормой. Будут появляться виртуальные очереди. Слова «я один, а вас много» больше никогда не будут звучать от врача.
Безусловно будет огромный сдвиг в сторону цифровизации всего. Появятся новые регламенты по телемедицине. Активно войдут в практику решения на базе искусственного интеллекта. Произойдёт перераспределение ролей медицинского персонала. Могут появиться специальности ИТ медик, цифровой консультант, интеграторы и координаторы цифровых медицинских продуктов.
Но какими бы масштабными не были цифровые сдвиги во главе всего этого будет пациент и выживут лишь наиболее гибкие клиники сделав упор на пациентоориентированность, превентивность и персонализированный подход.