Многие абхазы убеждены, что их традиционная вера, либо вера их предков, если они сами считают себя христианами или мусульманами, является языческой. Некоторые из них спрашивают меня о том, кем же всё-таки являются абхазы, исповедующие в настоящее время свою древнюю традиционную веру: язычниками или монотеистами? И мой ответ таков: абхазская традиционная религия – это реликт прамонотеизма.
Конечно же, самые древние предки абхазов, как и все первобытные люди, верили в многобожие. Однако впоследствии, когда из предковых племён сформировались полноценные племена и из племён народ (ажвлар – в буквальном переводе с абхазского языка «семена», «фамилии»), тогда и появился самый главный, стержневой, базисный, центральный, первостепенный для всей абхазской культуры теоним Анцәа (Анчва́), что означает Бога.
О статусе абхазской религии, как реликта прамонотеизма, красноречиво свидетельствует сам абхазский язык. Теоним Анчва состоит из следующих элементов: а – это артикль, приставка определённости. Н – элемент, обозначающий всё видимое и невидимое пространство. Это весь Мир, вся Вселенная. Это всё, что нас окружает и то, что есть во всех галактиках Вселенной. Чва (цәа) – это элемент, напрямую указывающий на одушевлённость Мира: ацәа (ачва́) – кожа, кожура, кора, шкура, «ацәа зқәу» (ачва зкву) – «всё то, что обладает кожей, корой, шкурой, оболочкой», «весь живой мир».
Не верящие в монотеизм абхазов люди пытаются оспорить моё мнение и приводят примеры, ссылаясь на образы таких религиозных персонажей, как Афы, Ажвейпш, Айерг, Анана-Гунда, Дзызлан, Хайт, Кодош, Ажяхара, Айтар, Алыщкинтыр, Анапа-Нага, Атшыщащана, Жвабран, Джабран, Шашвы, Джаджа, Ерыш, Саунау и тому подобное.
Люди, говорящие об этом, считают указанных персонажей «богами», но сами абхазы их всегда, во все времена именовали «анцәахәы» (анчвахъвы́), что в переводе с абхазского языка обозначает не «божество», а «долю Бога», «часть Бога»: Анцәа ихәы (Анчва́ ихъвы́), Анчва ихәҭа (Анчва ихъвта).
Видный абхазский просветитель и общественный деятель Симон Басария ещё в начале ХХ века писал: «Но абхазы не язычники, они исповедуют правильную веру, вовсе не чуждую ни истинному учению Христа, ни нравственной стороне учения Магомета, ни учению Будды и других великих основателей религии». Басария утверждал и доказывал, что абхазы верят в единого Бога. Указания многих бытописателей, и, в частности, покойного Николая Джанашиа, на бесчисленное количество богов, в которых якобы веруют абхазы, Басария считал полнейшим абсурдом.
Начиная с 1930-х годов господствующим в СССР, в том числе и в Абхазии, стало утверждение, что традиционная религия абхазов исчезла совершенно, либо продолжает существовать в отдельных, разрозненных пережиточных элементах, которые, под влиянием атеизма исчезнут в самом скором времени. Конечно, это было далеко не так. Исконная религия абхазов не исчезла, но находится ныне в страшном небрежении со стороны самих же абхазов, которые, отодвинув свою веру на второй план, следуют за развитыми религиями. И если это положение усугубится, то абхазские святилища – главные хранители Абхазии и всего абхазского этнокультурного мира – останутся без внимания и заботы со стороны коренного населения. А это уже чревато отрицательными последствиями.
В настоящее время проводимые в святилищах ритуалы значительно упростились по сравнению с теми, которые были описаны в прошлом. Тем не менее, традиционная религия продолжает играть важную роль в социальной жизни абхазов, подавляющее большинство из которых условно, формально или официально исповедуют христианскую или мусульманскую религию.
Часто можно встретить абхазов, считающих Апсуара (Абхазство, Абхазскость), пронизанное светом веры во Всевышнего, своей исконной религией. Апсуара – это национальный мир абхазов, основа его национальной ментальности, обобщённая характеристика абхазской культуры, выраженная в устойчивой системе господствующих духовных ценностей и норм поведения. Каким бы ни было значение элемента «пс» в самоназвании абхазов «апсуа» – «душа» или «вода» – совпадение этих двух понятий в абхазо-адыгских языках произошло неслучайно. Апсуара можно, исходя из такого лексического родства, перевести на русский язык как «Мир человека Души». Потенциал развитого религиозного культа уже заложен в Апсуаре. Но, увы, и Апсуара, как мир, пространство и Вселенная абхазской истории и культуры, так же, как и традиционная религия абхазов, находятся ныне в страшном небрежении.
Об Апсуаре современные абхазы до сих пор, несмотря на мощную плеяду живших и во многом живущих учёных, мало что знают. Апсуара по сей день остаётся малоисследованной темой. Ни один автор не смог рассказать об Апсуаре так, как это необходимо. Её нужно раскрыть так же, как и любую иную Веру. Я прошу Всевышнего дать абхазскому народу его главное Писание. Священное Писание об Апсуаре – о «Мире людей Души». Без этого Абхазия рано или поздно рухнет, а язык и культура абхазов исчезнет ещё до того, как преставится и погибнет этот Мир.
Я люблю и уважаю все народы мира. Каждый из них мне чем-то по-особенному дорог. Я ценю и изучаю языки народов мира. Этот Мир я люблю именно потому, что он полон культурами совершенно неодинаковых народов. Но пусть никто не обижается, свой народ, свою страну и, более всех, свой язык я люблю больше, чем какой-либо другой народ, другую страну и другой язык. И всё, что я люблю, сегодня находится в огромном небрежении и большой опасности. А так быть не должно!