1953 - 1954 гг. были блестящим временем для Upo. Компания восстанавливалась после экономического спада лучше, чем в среднем по отрасли.
Частично это связано с успехом напорных труб литейного производства, но производство холодильников и стиральных машин также было успешным.
За пару лет продажи компании удвоились до 2 млрд. финских марок, достигнув таких же объемов как у Asko Osakeyhtiö, и больше, чем у Askon Tehtaat Oy.
Своевременная диверсификация производства Upo, как сразу после Войны, так и в 1950-х гг., привела к увеличению ее выручки с 70 млн. до 2,4 млрд. финских марок в период с 1946 по 1956 гг. Даже с учетом инфляции чистый объем продаж вырос в 12 раз.
К середине 1950-х гг. компания Upo контролировала половину финского рынка бытовой техники, продавая по 60 000 - 70 000 стиральных машин и 20 000 - 30 000 холодильников в год.
По словам Арви Таммивуори, в 1958 г. торговля стиральными машинами была уже на «западном» уровне. Он ожидал, что и объем холодильного бизнеса уверенно продолжит свой рост.
Со стороны государства ощущалась поддержка. Ведь каждый бытовой прибор, произведенный в Финляндии, увеличивал занятость, увеличивал налоговые поступления и уменьшал хронический валютный дефицит. Импорт бытовой техники был ограничен строгой лицензионной политикой до 1957 г.
Если до 1952 г. Hoover доминировал на рынке небольших стиральных машин в Финляндии, то после запуска отечественного производства иностранные производители остались без ничего вплоть до начала 1960-х гг.
После либерализации импорта бытовой техники импортные пошлины на конкретные продукты остались в силе для защиты внутреннего производителя. Такой протекционизм, приспособленный к промышленной структуре собственной страны, был общеевропейским явлением вплоть до 1960-х г.
В 1958 г. в интервью изданию Talouselämä Арви Таммивуори выразил сожаление по поводу того, что в Финляндии защитная пошлина на импортную бытовую технику составляла всего 15%, тогда как во многих других странах она достигала 30%.
Как строитель производства, Арви Таммивуори не отставал от своего отца.
Во второй половине 1950-х гг. производство бытовой техники нуждалось в расширении производственных помещений в 3 раза. Что и было сделано к 1963 г., когда площади нового производственного здания составили 90 000 кв.м.
Зимой 1953 г. в компании не было сокращений. В 1955 г. число рабочих превысило 1000 чел., десять лет спустя их было 2300 чел., тогда как на фабриках Asko работало около 1500 чел. В 1963 г. Upo Oy стала крупнейшим работодателем в Лахти.
К концу 1950-х годов уже было ясно, что эпоха протекционизма в Европе подходит к концу и что национальная экономика такой небольшой страны как Финляндия, зависящая от внешней торговли, так или иначе будет вынуждена присоединиться к западным системам свободной торговли. Главной заботой для политического руководства теперь стало не процветание отечественной импортозамещающей отрасли, а то, насколько глубокой будет экономическая интеграция с Западом при отсутствии серьезных трудностей с Советским Союзом.
Информация о предстоящем увеличении импорта на рынке подтолкнула Upo к инвестированию в разработку продукции. Первый изготовленный на заказ холодильник Upo появился на рынке в 1957 г., и в том же году началось производство электрических и газовых плит.
В 1958 г. был разработан мотор для стиральной машины Upower, линию стирки также дополнили электрическим гладильным прессом и сушилкой для белья. Еще в 1953 г. было запущено производство столов-моек.
В 1961 г. компания прекратила производство шкафов Electrolux.
К началу 1960-х годов простые продукты, такие как сани и коляски, исчезли и были быстро заменены более сложными технологиями, такими, например, как обогреватель Kultaliekki.
Его 20-литрового топливного бака было достаточно для нормального использования в течение 40 часов или в течение выходных.
Производство оборевателей Kultaliekki началось в начале 1963 г., и спрос сразу превысил производственные мощности.
Был составлен новый план, предусматривающий четырехкратное увеличение производства в течение четырех месяцев без экономии затрат. В 1965 г. было продано 50 000 Kultaliekki.
В тоже время большой успех не сопутствовал водоочистителям Vesipoika и Oxydo. Их выпуск был важен для Арви Таммивуори, заядлого рыбака и любителя чистой воды. Vesipoika был биологическим очистителем для зданий, Oxydo - очистителем для городских сточных вод, рассчитанный на количество до 400 человек.
В начале 1960-х гг. страшный натиск дешевых иностранных электрических приборов стал фактом. Финские производители, привыкшие за прошедшие годы к миру на рынке, столкнулись с трудностями адаптации, поскольку покупатели оказались менее лояльными к бренду, чем ожидалось.
В начале 1962 г. два из трех проданных холодильников были заграничными, на складах холодильников Upo началось затоваривание, поэтому компания была вынуждена снизить цены.
Цены были снижены сразу на 30%. Теперь цена на холодильники стала такой, что люди предпочитали купить известный отечественный продукт с обещанной гарантией. Многие в Финляндии, кто давно задумывался о покупке холодильников, приняли положительное решение. Продажи холодильников Upo увеличились в геометрической прогрессии и принесли в кассу больше денег при меньшей марже.
Увеличение спроса привело к тому, что в свою очередь, в начале 1960-х годов объем производства холодильников продолжил расти, как и предсказывал Таммивуори.
В середине 1960-х гг. компания Upo производила более 80 000 холодильников в год, и более половины финских семей теперь обзавелись холодильником и стиральной машиной.
В 1965 г. Upo прекращает производство металлических коек - то, с чего когда-то началась деятельность компании.
Долгое время после Войны Upo была известна в Финляндии именно этим производством, хотя сердцем компании тогда уже стало литейное производство. После расширения 1964 г. на литейном заводе началось производство «эластичного» и значительно более прочного ковкого серого чугуна.
Это обеспечило технологическую конкурентоспособность литейного завода и помогло ему достичь первоначально запланированного объема производства в 30 000 тонн. Клиентуру литейного завода составляли 90% всех муниципалитетов в Финляндии, а суммы контрактов были настолько хороши, что они не озвучивались.
Литейное производство продолжало оставаться важным для Upo и в середине 1960-х гг., но внешний образ Upo на рынке все-таки создавали холодильники, стиральные машины, плиты и гладильные прессы.
В глазах общественности Upo за десять лет превратилась из фабрики по производству металлических кроватей в производителя бытовой техники. Если в 1950-х гг. репутацию Upo создавали стиральные машины, в середине 1960-х гг. - холодильники.
В середине 1960-х гг. производство стиральных машин сократилось на треть, по сравнению с показателями десять лет назад (21000 против 30000). Это было связано с появлением на рынке первых автоматических стиральных машин в конце 1950-х гг. Потребовалось время, чтобы вывести на рынок собственную модель Upo. До этого момента компания Upo импортировала итальянские стиральные машины Zanussi.
Наконец, осенью 1965 г. Upo Oy выпустило на рынок свою стиральную машину-автомат Kultarumpu (Золотой барабан).
Производство бытовой техники Upo Oy не ограничивалось только Финляндией.
После расширения завода бытовой техники в 1963 г. на производственных линиях появилось пространство и для производства на экспорт.
К середине 1960-х гг. компания Upo открыла дочерние предприятия в Швеции и Норвегии. Хотя на зарубежные операции приходилось 200 млн. финских марок - около 3% от всех продаж компании, экспорт начался многообещающе.
Небольшие бесшумные абсорбционные холодильники отправлялись в отели США, Скандинавии - и в результате посредничества тамошнего финского консула - Турции. Помимо холодильников Upo Oy экспортировало детали для стиральных машин, гладильные прессы, радиаторы и напорные трубы. Летом 1964 г. компания Upo подписала соглашение о поставке 10 000 холодильников в Советский Союз. А в 1965 г. были подписаны первые сделки по поставкам холодильной техники в Нидерланды и Испанию.
В ноябре 1965 г. в Настола был открыт завод площадью 1,8 га. для производства морозильных камер и холодильного оборудования, но был он предназначен и для совершенно нового производства - пластика.
С.Ф.
Предыдущая часть здесь.
Следующая часть здесь.
Содержание блога. Указатель статей.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте лайк.
Спасибо за просмотр.