Найти тему
s_friis

А. Аско-Авониус. Когда репутацию компании создают не койки, а стиральные машины и холодильники.

Ассортимент бытовой техники Upo. 1960-е гг. Фото: Isto Mikkonen. Yrittäjyys, omistajuus, kansainvälisyys. Uponor Oyj 90 vuotta. Hämeenlinna, 2008. s.73.
Ассортимент бытовой техники Upo. 1960-е гг. Фото: Isto Mikkonen. Yrittäjyys, omistajuus, kansainvälisyys. Uponor Oyj 90 vuotta. Hämeenlinna, 2008. s.73.

1953 - 1954 гг. были блестящим временем для Upo. Компания восстанавливалась после экономического спада лучше, чем в среднем по отрасли.

Частично это связано с успехом напорных труб литейного производства, но производство холодильников и стиральных машин также было успешным.

За пару лет продажи компании удвоились до 2 млрд. финских марок, достигнув таких же объемов как у Asko Osakeyhtiö, и больше, чем у Askon Tehtaat Oy.

Своевременная диверсификация производства Upo, как сразу после Войны, так и в 1950-х гг., привела к увеличению ее выручки с 70 млн. до 2,4 млрд. финских марок в период с 1946 по 1956 гг. Даже с учетом инфляции чистый объем продаж вырос в 12 раз.

К середине 1950-х гг. компания Upo контролировала половину финского рынка бытовой техники, продавая по 60 000 - 70 000 стиральных машин и 20 000 - 30 000 холодильников в год.

По словам Арви Таммивуори, в 1958 г. торговля стиральными машинами была уже на «западном» уровне. Он ожидал, что и объем холодильного бизнеса уверенно продолжит свой рост.

Со стороны государства ощущалась поддержка. Ведь каждый бытовой прибор, произведенный в Финляндии, увеличивал занятость, увеличивал налоговые поступления и уменьшал хронический валютный дефицит. Импорт бытовой техники был ограничен строгой лицензионной политикой до 1957 г.

Если до 1952 г. Hoover доминировал на рынке небольших стиральных машин в Финляндии, то после запуска отечественного производства иностранные производители остались без ничего вплоть до начала 1960-х гг.

Бренд бытовой техники Asko, которую позднее стала выпускать компания Upo Oy. Логотип бытовой техники Asko и логотип мебели Asko противоположны по цветам. Фото: roccaalmare.ee
Бренд бытовой техники Asko, которую позднее стала выпускать компания Upo Oy. Логотип бытовой техники Asko и логотип мебели Asko противоположны по цветам. Фото: roccaalmare.ee

После либерализации импорта бытовой техники импортные пошлины на конкретные продукты остались в силе для защиты внутреннего производителя. Такой протекционизм, приспособленный к промышленной структуре собственной страны, был общеевропейским явлением вплоть до 1960-х г.

В 1958 г. в интервью изданию Talouselämä Арви Таммивуори выразил сожаление по поводу того, что в Финляндии защитная пошлина на импортную бытовую технику составляла всего 15%, тогда как во многих других странах она достигала 30%.

Как строитель производства, Арви Таммивуори не отставал от своего отца.

Во второй половине 1950-х гг. производство бытовой техники нуждалось в расширении производственных помещений в 3 раза. Что и было сделано к 1963 г., когда площади нового производственного здания составили 90 000 кв.м.

Зимой 1953 г. в компании не было сокращений. В 1955 г. число рабочих превысило 1000 чел., десять лет спустя их было 2300 чел., тогда как на фабриках Asko работало около 1500 чел. В 1963 г. Upo Oy стала крупнейшим работодателем в Лахти.

К концу 1950-х годов уже было ясно, что эпоха протекционизма в Европе подходит к концу и что национальная экономика такой небольшой страны как Финляндия, зависящая от внешней торговли, так или иначе будет вынуждена присоединиться к западным системам свободной торговли. Главной заботой для политического руководства теперь стало не процветание отечественной импортозамещающей отрасли, а то, насколько глубокой будет экономическая интеграция с Западом при отсутствии серьезных трудностей с Советским Союзом.

Информация о предстоящем увеличении импорта на рынке подтолкнула Upo к инвестированию в разработку продукции. Первый изготовленный на заказ холодильник Upo появился на рынке в 1957 г., и в том же году началось производство электрических и газовых плит.

В 1958 г. был разработан мотор для стиральной машины Upower, линию стирки также дополнили электрическим гладильным прессом и сушилкой для белья. Еще в 1953 г. было запущено производство столов-моек.

В 1961 г. компания прекратила производство шкафов Electrolux.

Реклама бытовой техники Upo. Холодильник, гладильный пресс, газовая плита, пульсаторная стиральная машина, сушилка для белья. 1963 г. Фото:  vanhojamainoksia.blogspot.com
Реклама бытовой техники Upo. Холодильник, гладильный пресс, газовая плита, пульсаторная стиральная машина, сушилка для белья. 1963 г. Фото: vanhojamainoksia.blogspot.com

К началу 1960-х годов простые продукты, такие как сани и коляски, исчезли и были быстро заменены более сложными технологиями, такими, например, как обогреватель Kultaliekki.

Его 20-литрового топливного бака было достаточно для нормального использования в течение 40 часов или в течение выходных.

Производство оборевателей Kultaliekki началось в начале 1963 г., и спрос сразу превысил производственные мощности.

Был составлен новый план, предусматривающий четырехкратное увеличение производства в течение четырех месяцев без экономии затрат. В 1965 г. было продано 50 000 Kultaliekki.

В тоже время большой успех не сопутствовал водоочистителям Vesipoika и Oxydo. Их выпуск был важен для Арви Таммивуори, заядлого рыбака и любителя чистой воды. Vesipoika был биологическим очистителем для зданий, Oxydo - очистителем для городских сточных вод, рассчитанный на количество до 400 человек.

В начале 1960-х гг. страшный натиск дешевых иностранных электрических приборов стал фактом. Финские производители, привыкшие за прошедшие годы к миру на рынке, столкнулись с трудностями адаптации, поскольку покупатели оказались менее лояльными к бренду, чем ожидалось.

В начале 1962 г. два из трех проданных холодильников были заграничными, на складах холодильников Upo началось затоваривание, поэтому компания была вынуждена снизить цены.

Цены были снижены сразу на 30%. Теперь цена на холодильники стала такой, что люди предпочитали купить известный отечественный продукт с обещанной гарантией. Многие в Финляндии, кто давно задумывался о покупке холодильников, приняли положительное решение. Продажи холодильников Upo увеличились в геометрической прогрессии и принесли в кассу больше денег при меньшей марже.

Увеличение спроса привело к тому, что в свою очередь, в начале 1960-х годов объем производства холодильников продолжил расти, как и предсказывал Таммивуори.

В середине 1960-х гг. компания Upo производила более 80 000 холодильников в год, и более половины финских семей теперь обзавелись холодильником и стиральной машиной.

В 1965 г. Upo прекращает производство металлических коек - то, с чего когда-то началась деятельность компании.

Реклама семейства бытовой техники Upo. 1963 - 1967 гг. Фото: vanhojamainoksia.blogspot.com
Реклама семейства бытовой техники Upo. 1963 - 1967 гг. Фото: vanhojamainoksia.blogspot.com

Долгое время после Войны Upo была известна в Финляндии именно этим производством, хотя сердцем компании тогда уже стало литейное производство. После расширения 1964 г. на литейном заводе началось производство «эластичного» и значительно более прочного ковкого серого чугуна.

Это обеспечило технологическую конкурентоспособность литейного завода и помогло ему достичь первоначально запланированного объема производства в 30 000 тонн. Клиентуру литейного завода составляли 90% всех муниципалитетов в Финляндии, а суммы контрактов были настолько хороши, что они не озвучивались.

Литейное производство продолжало оставаться важным для Upo и в середине 1960-х гг., но внешний образ Upo на рынке все-таки создавали холодильники, стиральные машины, плиты и гладильные прессы.

В глазах общественности Upo за десять лет превратилась из фабрики по производству металлических кроватей в производителя бытовой техники. Если в 1950-х гг. репутацию Upo создавали стиральные машины, в середине 1960-х гг. - холодильники.

В середине 1960-х гг. производство стиральных машин сократилось на треть, по сравнению с показателями десять лет назад (21000 против 30000). Это было связано с появлением на рынке первых автоматических стиральных машин в конце 1950-х гг. Потребовалось время, чтобы вывести на рынок собственную модель Upo. До этого момента компания Upo импортировала итальянские стиральные машины Zanussi.

Реклама стиральной машины Upo-Kultarumpu. 1966 г. "Новая Upo-Kultarumpu, стиральный автомат финского дома, у которого есть различные программы стирки." Фото: vanhojamainoksia.blogspot.com
Реклама стиральной машины Upo-Kultarumpu. 1966 г. "Новая Upo-Kultarumpu, стиральный автомат финского дома, у которого есть различные программы стирки." Фото: vanhojamainoksia.blogspot.com

Наконец, осенью 1965 г. Upo Oy выпустило на рынок свою стиральную машину-автомат Kultarumpu (Золотой барабан).

Производство бытовой техники Upo Oy не ограничивалось только Финляндией.

После расширения завода бытовой техники в 1963 г. на производственных линиях появилось пространство и для производства на экспорт.

К середине 1960-х гг. компания Upo открыла дочерние предприятия в Швеции и Норвегии. Хотя на зарубежные операции приходилось 200 млн. финских марок - около 3% от всех продаж компании, экспорт начался многообещающе.

Небольшие бесшумные абсорбционные холодильники отправлялись в отели США, Скандинавии - и в результате посредничества тамошнего финского консула - Турции. Помимо холодильников Upo Oy экспортировало детали для стиральных машин, гладильные прессы, радиаторы и напорные трубы. Летом 1964 г. компания Upo подписала соглашение о поставке 10 000 холодильников в Советский Союз. А в 1965 г. были подписаны первые сделки по поставкам холодильной техники в Нидерланды и Испанию.

В ноябре 1965 г. в Настола был открыт завод площадью 1,8 га. для производства морозильных камер и холодильного оборудования, но был он предназначен и для совершенно нового производства - пластика.

С.Ф.

Предыдущая часть здесь.

Следующая часть здесь.

Содержание блога. Указатель статей.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте лайк.
Спасибо за просмотр.