Любое государство стремится увековечить главные события - те, которые затем войдут в канон создаваемой нации. Корни этой традиции можно искать в замечательных памятниках Римской империи и даже глубже.
Разумеется, самым монументальным видом искусства остаётся архитектура - именно она в прямом и переносном смысле цементирует коллективную память, приобщает к ней всех без исключения граждан.
Сталинская Россия, безусловно, шла чётко в русле этого тренда. На Парижской выставке 1937 года молодое советское государство демонстрирует свои достижения, бросая явный вызов молодой, но чрезвычайно агрессивной идеологии - немецкому национал-социализму:
Великая Отечественная война же стала краеугольном камнем, положенном в основание величия советского народа и олицетворяющего его большевистской идеологии.
Интересно, что первые проекты Пантеона павших в войне появились уже в конце 1942 года. Известный архитектор-футурист Яков Чернихов в 1942-1948 годах создал целую серию скетчей Пантеонов. Эти удивительные сооружения - причудливая смесь готических соборов и современного урбанизма:
А вот проект архитекторов Григория Захарова и Зинаиды Чернышевой (1942) больше походит на классические античные храмы:
Некоторые советские архитекторы планировали, что целые центры городов будут превращены в мемориальные комплексы. Таков, к примеру, проект Льва Руднева (1943), очевидно вдохновлённый римской классической архитектурой (обратите внимание на монументальную колонну):
К античной классике отсылает и проект Пантеона партизан войны (1942), созданный Владимиром Кринским:
А вот проект Пантеона архитекторов А.Душкина, Н. Панченко и А.Хилькевича (1942) больше походит на образцы восточной архитектуры, особенно похож на знаменитый Купол Скалы в Иерусалиме:
Навеян архитектурой Востока и Памятник жертвам фашистского террора Константина Барташевича (1942). Лично у меня первые ассоциации возникают с главной мусульманской святыней Кааба в Мекке:
Проект здания-монумента Сталинградской эпопеи Андрея Бурова (1943) и вовсе представляет собой огромную многоступенчатую пирамиду:
Эти проекты так и остались на бумаге: всё же советские ресурсы были далеко не безграничны, после войны страна сталкивается с голодом и начинающейся Холодной войной с Западом. После смерти Сталина в 1953 году все они и вовсе теряют актуальность: Хрущёв выступает резко против "излишеств" в архитектуре, на смену помпезности сталинского ампира приходит серость пятиэтажных "хрущёвок". В итоге самые узнаваемые памятники Великой Отечественной войны, такие как мемориал защитникам Брестской крепости или мемориал на Мамаевом кургане в Волгограде были построены уже намного позднее, в 60-70-е годы.
По моему скромному мнению, это и к лучшему: огромные подавляющие всё вокруг себя здания, притом имеющие мало общего с русской архитектурной традицией, смотрелись явно чужеродными элементами. Впрочем, это лишь личное ощущение.
Больше о позднесталинских архитектурных проектах, посвящённых Великой Отечественной войне, читайте у историка сталинской культуры Евгения Добренко в книге "Поздний сталинизм: Эстетика политики. Том 1"
Всех со светлым праздником Победы!