Идея о том, что мать природой предназначена для вскармливания своего ребенка, не нова, но еще сравнительно недавно могла бы показаться абсурдной и даже вредной. На протяжении столетий матери делились на две большие группы: те, кто нанимает кормилиц, и те, кто кормит сам. Для состоятельных матерей кормление грудью было абсурдной идеей.
Дворянки и состоятельные горожанки стремились сразу же нанять кормилиц, которые бы за плату вскармливали бы детей и ухаживали за ними. Для обеспеченной женщины занятие домом и уход за мужем были теми занятиями, которые она не могла никому доверить. К тому же, грудное вскармливание портило форму груди.
Во второй половине XVIII веке просветители и натуралисты начали активную критику практики привлечения кормилец. Карл Линней писал, что «Наличие молочной железы — это и есть основная черта млекопитающих». Из этого следовало, что услуги кормилицы — это нарушение законов природы, они опасны для матери и ребенка, которые нужны друг другу из соображений здоровья.
Еще одним аргументом стал роман Жан-Жака «Эмиль», где он видел в грудном вскармливании первейшее средство от измен. «Как только женщины снова станут матерями, а мужчины снова станут отцами и мужьями». Кроме того он утверждал, что когда мать кормит ребенка сама, она передает ему лучшие свои духовные качестве. Зачем отдавать ребенка кормилице, от которой он может впитать грубость.
Популярность доктрины Руссо была так велика, что даже королева Франции Марии Антуанетты пробовала сама кормить дофина грудью. Аристократки, вспоминая этот период истории, часто с гордостью упоминали о том, что они сами кормили своих детей. Кормление грудью стало популярным выражением своего просвещенного разума. Но это была мода, уже к началу века XIX она ушла. Беспечная, как и всякая мода. Пройдет немало времени, прежде чем идея грудного вскармливания опять захватит умы европеек.
P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!