Начало здесь
Четверг, 27.04.1972
Сегодня добавили физику, и физика будет завтра. С трёх часов ходили на субботник. Когда всё сделали, я звала Люду и других девочек в лес за цветами, но они не пошли. Всё-таки Люда чем-то недовольна. Она не говорит, но я как-то чувствую. Сегодня Томка рассказала всё-всё маме моей. Всё, что творится в классе. Мне как-то было стыдно слушать, и я всё отшучивалась. Вечером ходила к Люде, а как пришла, смотрела последнюю серию «Война и мир» Толстого. Папка сегодня напился. Ох, как я ненавижу пьяных! Пишу вечером, буквы прыгают, хочу спать. Завтра ведь в школу.
Суббота, 20.05.1972
Вчера исполнилось 50 лет Всесоюзной пионерской организации. Проходила линейка, затем пошли в клуб. Там вручали памятные подарки. Мне дали книгу Грибоедова «Горе от ума», комедия в стихах. Затем был концерт. А вечером мы хотели все четверо: я, Люда, Тома, Тоня – ехать на велосипедах. Но было всего три велосипеда, а ехать вдвоём нельзя. Нас и так один раз милиция «зашила». Девчонки уехали, а я пошла домой. Мне мама обещала, что купят, но я как-то не уверена. Вечером дописывала сочинение «Алексей Мересьев – настоящий советский человек». Затем шила куклам одежду и спать ушла поздно.
Сегодня, как пришла из школы, гладила бельё. Потом пошла за удобрением к картошке. Пришла и сказала: «Дайте мне, пожалуйста, молчавину (а надо мочавину)». Ну и смеялись, когда я рассказала Зине и тёте Клаве, когда я ходила отдавать деньги. Потом в клубе смотрела кино «Приключения Франека Диоласа». Кино – умора! Смеялась даже до слёз. Кино в двух сериях, и когда пришла домой, папка напустился, что будто бы я бегала. Шила пальто кукле. Вечером.
Воскресенье, 05.1972
Как встала, стала дошивать кукле пальто. Потом пошла за хлебом. Привезли хлеб по-четырнадцать копеек. Потом садила вместе с Томкой цветы. Когда посадили, пошли работать в огороде. Затем разложила куклы и играла. Папка с мамой приехали (они ездили на Большую поляну, посмотреть под картошку), и папка сразу же напустился: «Почему в баню не сходили?» Было уже 15 минут восьмого. Ну, я быстро собралась, и мы сходили с Леной в баню. Выучила стихотворение по литературе «Ленин» и вот пишу. По радио идёт концерт авторский, Льва Ошанина. Ничего песенки. Хочу и не хочу спать, а надо – завтра в школу.
7 класс
Вторник, 07.11.1972
Я очень долго не писала – почти полгода. Много за это время произошло: и хорошего, и плохого.
Лето. В первую смену я ездила в лагерь «Рассвет». Я была в пятом отряде, самом старшем. У нас была первая палата и называлась ПВД (палата весёлых девчат). Конечно! Всего 15 девчонок, с двумя веду переписку. Ничего, можно съездить.
Когда приехала из лагеря, мне купили шубу.
Летом умерла Кузницына Галина Николаевна. Когда мне Томка сказала, я даже не поверила. Но это правда. Сейчас нас учит по русскому языку и литературе жена директора Кудрявцева Вера Фёдоровна. Летом же уехал Борис Васильевич, а классный руководитель у нас теперь Михаил Демидович, учит по истории.
У нас дома неурядицы: папка с мамой решили развестись. Ну и пусть уходит, его нисколько не жалко. Мне никогда не забыть, как он издевался над нами. И ещё говорит, что он прав. Всё до мелочей разделил. А когда он делил, с мамой случился сердечный приступ. Он же увёз в больницу. Мама пролежала три недели. А когда выписалась, уехала к брату в другой город, а я тем временем слегла с кашлем в больницу.
Когда я лежала там, случилось невероятное. Томка, Людка, Тонька и Нинка К. вели про меня сплетни. Ну, Томка ладно, ей не привыкать. Но Люда!? Нет, я не верила, когда мне девчонки говорили, но потом я увидела это сама. Как они смогли это сделать? Мы же давали клятву! А Нинка К. тоже удивила: у нас - про них, у них – про нас. Сейчас я больше хожу с Галкой Черных. Но у неё есть хорошая подружка Таня Городилова, которая учится в Кирове на продавца. Я считала Люду достойной подругой, но она раскрыла мне глаза в дружбе. Я теперь поняла, что друзей так просто не выбирают.
С ней всё покончено.
Вторник, 21.11.1972 г.
Мама с Леной уехали в Слободской, но они ещё остались там и приедут завтра. Почти целый день смотрела передачи по телевизору. Потом пришла Томка, мы пошли в кино, да опоздали. Людка Кузнецова последнее время что-то всё ходит с Нинкой Куклиной, и Бочкова психует. Я не понимаю Людку: сначала ходила с Бочковой, потом со мной, Затем с Зянкиной, потом снова с Бочковой и теперь уже с Куклиной! Я пришла домой, и мы с бабушкой смотрели кино «Офицеры». Потом я уснула.
И ещё: в кино Людка ходила, между прочим, тоже с Куклиной.
Среда, 22.11.1972 г.
Вчера вечером мама сказала, что будет суд товарищеский. И сегодня я очень боюсь, как пройдёт. Когда недавно мы стряпали пельмени, я сделала счастливый (пустой) пельмень и загадала, бегает ли за мной он (Б.В.) Вот когда ела, и прямо случайно мне попался этот пельмень! Когда я рассказала Галке Черных, она мне сказала, что когда загадываешь, нужно говорить: «Если съем, то сбудется, а если нет, то не сбудется». Значит, у меня не сбудется, потому что я не сказала этих слов. И вот когда перед зоологией я посмотрела на Б.В., то он смотрел на меня тоже! (или мне это показалось?) Галка Черных осталась после уроков, она вступает в комсомол и сегодня прощается со знаменем. И ещё про Б.В. я думаю, что все мои мечты и все старания напрасны: он по-прежнему бегает за Людкой. Когда выучили уроки, мы (я, Томка и Тонька) пошли к октябрятам. А потом мы пошли к Томкиному отцу в больницу, и нам встретилась Людка. Она говорит Томке (Тоня ушла вперёд): «Томка, приходи обязательно ко мне, а то завтра увидишь, чё будет! Смотри, приходи обязательно!» И я стояла тут же, и мне ни слова. Да, Людка, я тебя не узнаю, ты совсем переменилась. На уроках сидишь, с парнями свободно разговариваешь, смеёшься с ними. Мне даже кажется, что ты терзаешь Б.В., а он так хотел дружить с тобой! Я свой характер не хвалю – у меня дюжина недостатков, тут и объяснять нечего. Можешь подумать, что я отбивю Б.В.? Нет, нет, нет! Я ни у кого не отбиваю и отбивать парней не думаю.
Вечером, когда мы ходили с Галкой Черных, на нас напали три больших парня. Я как завизжу, и они сразу же отпустили. Я так испугалась, а Галка нисколечко, даже засмеялась. Я потом говорю ей: «Я никуда больше не пойду!» А она всё звала. Я прямо так испугалась! Ну, пусть на Галку, а я-то тут причём? Но теперь мне стыдно до слёз. Если рассказать про это девчонкам, то сплетни пойдут до самых до небес. Когда я потом зашла к Галке, она мне показала свой комсомольский билет и значок. И мне вдруг захотелось стать комсомольцем!
Продолжение здесь