Цивилизации больше нет, здания разрушаются под тяжестью мха и травы, захвативших стены и давя их к земле. Старые дороги едва можно рассмотреть в густом кустарнике, их просто больше нет. Ржавые остовы автобусов и трамваев торчат из высокой травы то тут, то там. Они уже давно стали частью этой природы, а скоро природа снова будет властвовать одна, как когда-то в прошлом.
Как часто на страницах постапокалиптических романов можно увидеть нечто подобное. Таких произведений очень много, они разные, каждое со своей захватывающей и замораживающей кровь в жилах сценой всемирной катастрофы. Падение астероида, мировая война, чума, общая слепота, бунт роботов, даже нападение автоботов-трансформеров, глобальное похолодание, потепление, потоп, засуха и, наконец, нападение пришельцев. Этот список можно продолжать до бесконечности, а авторы захватывающих романов продолжают вытаскивать на свет всё новые идеи и планы по уничтожению жизни на земле. Читатель не против, он с трепетом берёт в руки новую книгу и погружается в мир хаоса, смерти и дороги в никуда.
Каждое постапокалиптическое произведение имеет продолжение после основного "удара". Самый страшный кризис - это не сам апокалипсис, а то, что ждёт тех, кто выжил. Во всех романах этой тематики есть выжившие. Пара человек, несколько десятков или даже сотен, без них не было бы продолжения и смысла повествования. Теперь во власти писателя судьба этих людей, он нагнетает атмосферу бедствия, развивает кризис или облегчает их страдания, но обычно стремится что-то исправить в лучшую сторону в их бесцельном существовании.
Любимая тема многих авторов, это социал-философия. В живых осталось небольшое количество людей, но магазины, склады продовольствия, инструменты остались в их распоряжении. И тут автор подключает свою фишку, хитрый ход. Он идёт скудным путём, иногда даже ошибочным, доводя читателя до крайнего удивления, негодования. Сколько людей, столько мнений. Первым вопросом у читателя возникает такой: как так, имея миллионы тонн консервов, воды, топлива, металла, станков, иногда даже упакованных в плёнку, в смазке, прийти к полной деградации уже через несколько лет?
Философия имеет ответы на вопрос, почему происходит деградация, кучка людей теряет те ресурсы, что имела, а знания просто испаряются. Даже огромные библиотеки с сохранившимися научными томами на полках не спасают ситуацию. Очень хорошо дал это понять Джон Уиндем, книга которого "День триффидов" вышла в свет в 1951 году. Когда почти все люди ослепли после созерцания взорвавшейся кометы, часть их погибла почти сразу, а другие заразились чумой, которая неминуемо появляется в городах с разлагающимися трупами. Но в живых остались те, кто не видел зловещего зелёного сияния в небе. Это шахтёры, немногие больные в больничных палатах, дальнобойщики, отдыхавшие после рейса, даже бандиты, прятавшиеся в подвалах. Несмотря на то, что зрячие смогли объединиться в колонии, запасов пищи им хватило лишь на несколько лет.
Но можно ли говорить о завершении эпохи человечества? Нет, об этом автор не упомянул, вернее, он начисто это отверг. Человечество останется, но оно сделает шаг назад, к своим предкам, теряя нажитое веками цивилизованное существование.
Джон Уиндем разложил всё по полочкам. Оставшаяся кучка людей будет возделывать небольшие поля, держать скот и надеяться на то, что у них вырастет поколение, способное сменить их в старости. Детей никто не будет обучать наукам, которым просто нет места и на которые просто нет времени. Уже через одно поколение никто даже не вспомнит, что такое бензин или электричество, а огонь будут добывать не спичками, а трением палки. Это деградация, которую видит автор, не собирающийся приукрашивать действительность. Открывающиеся радужные перспективы мечтателей, которые, наконец, получат то, что никогда не имели, превратились в боль утраты самого важного в жизни - социума. Брошенные шикарные виллы и роллс-ройсы, золото и бриллианты, горы дорогой выпивки оказались совсем ни к чему, когда разрушилось самое главное достижение человечества - общество.
Деградация неминуема, если рассуждать грамотно, осмысленно, но иногда хочется остановиться, запечатлеть в памяти то, что ещё не совсем исчезло. Автору Джинн Дюпро в романе "Люди Искры" удалось перешагнуть эту пространственно-временную пропасть, перелистнуть мёртвые города, но сосредоточиться на тяге людей к знаниям. Эта искра в душе человека не угасает. Джинн хотела увидеть другого человека, который не отчаивается, а собирает знания по крупице, распределяя их на каждого понемногу, посильно, ненавязчиво.
Ответа на главный вопрос нет. Мы не можем чётко сказать, что ждёт человечество после катастрофы, если вдруг она случится, деградация или восстановление. Но можно с уверенностью сказать, что это будет уже другой мир. Даже сейчас человечество подвергает себя восстановлению от предыдущих катастроф, которых в истории было немало. Но восстановление не может начаться без деградации, ведь любое разрушение к ней приводит.
Кто-то из философов скажет, что катастрофа, это и есть восстановление, чем вызовет улыбку у слушателя. Но почему бы и нет, ведь ржавые остовы трамваев и автобусов зарастают травой и стираются с лица нашей планеты, а природа цветёт всё ярче. Может быть, это и есть то самое восстановление? Вернуться в исходную точку, не это ли смысл катастрофы, деградации и восстановления? Как знать...
Спасибо, что остаётесь с нами)
Ваш канал Ёжики не спят.