Найти тему
Moscow Meltdown

Рецензия: X - Alphabetland (2020)

Три года назад музыканты из американской группы X заявили, что они ни за что не войдут вместе в студию и никогда не будут писать новой совместной музыки. Но забыли они старое правило: "никогда не говори никогда", - и как результат мы имеем на руках "Alphabetland" - первый альбом группы с 1993-го года, когда музыканты впервые официально объявили о распаде своего коллектива. Рискну напомнить вам, что X часто причисляют к плеяде самых влиятельных американских панк-групп, - даже если в плане популярности они никогда не достигали звёздных высот. Зато их пластинки "Los Angeles" (1980) и "Wild Gift" (1981) часто причисляют к лучшим записям из восьмидесятых, - хотя бы потому что они не позволили панк-року умереть во времена расцвета тяжёлого металла и прогрессивного рока. Имея за плечами такой уникальный послужной список, реюнион был более чем логичен, - оставался лишь вопрос времени. Что же, 2020-ый стал тем годом, когда X наконец-то возродились из пепла и подарили своим страждущим поклонникам новую музыку.

Только вот у меня невольно вертится на языке один вопрос: смогли ли X сохранить свою энергетику и динамику спустя 27 лет с момента их распада? Не поймите меня неправильно: я прекрасно осознаю, что в мире существуют музыкальные группы, которые выдавали реюнион-альбомы с таким же или гораздо большим промежутком между пластинками. Взять хотя бы Psychotic Waltz, которые тоже распались в середине девяностых и подарили нам свою новую музыку в 2020-ом, - при этом они не только не растеряли своих уникальных композиционных черт, но и рискнули распространить свои щупальца на новые жанровые территории. Но только только тут речь идёт о прогрессивной музыке, а X всё-таки являются панками.

Не поймите меня неправильно, я отнюдь не умаляю достоинств этого массивного музыкального направления, но только нужно понимать, что основными достоинствами его всегда являлись энергетика, разбитность и ярко выраженная динамика. Давайте признаемся честно, - сохранить эти качества в зрелом возрасте не так и просто. Более того, лично я всегда считал панк-рок музыкой молодёжи, ввиду его агрессии, простоты и прямолинейности (и я не говорю о таких жанрах как Art Punk - это, скорее, исключение), - так что как-то очень слабо вериться, что X смогут в 2020 году звучать ровно так же, как они это делали в 1980-ом.

Ну, и, конечно же, "Alphabetland" так и не звучит, - хотя я готов отдать музыкантам должное: они пытались. Жанровая структура их новой музыки вполне соответствует тому, что они записывали в прошлом, - это довольно актуальный и бессмертный микс из панка, рокабилли и фолка. В отличие от многих своих коллег X никогда не звучали примитивно или предсказуемо, - они хоть и играют вполне прямолинейную музыку, но даже в её формате умудряются находить новые лазейки для того, чтобы удивлять слушателей. На "Alphabetland" есть вполне себе неординарные моменты, многие из которых работают на благо группе (к примеру, “Cyrano deBerger’s Back”, где наблюдается очень стильное соло на саксофоне), в то время как другие заставляют слушателя неуверенно почёсывать затылок (особенно хочется выделить сомнительную “All The Time In The World”, где X попытались поиграть с джазом, но потерпели полное фиаско). 

Одним из сильных моментов "Alphabetland" остаётся вокал Иксен Червенки, которая хоть и звучит как вполне себе зрелая женщина, но смогла сохранить свою прошлую харизму. Однако даже она не может спасти альбом от отсутствия живой динамики, - чувствуется, что музыканты пытались звучать так, как они это делали в восьмидесятых, но, вопреки всему, некоторые треки звучат излишне вымучено. Парадокс, но лучше всего звучат те песни, которые на самом деле были написаны музыкантами ещё во времена  "Los Angeles" и "Wild Gift": “Delta 88 Nightmare,” “Cyrano deBerger’s Back,” and “I Gotta Fever” исходно существовали в виде демо-версий, которые несколько десятков лет пролежали на полке и получили новый шанс на пластинке 2020 года. Именно эти номера звучат наиболее привлекательно и энергично, в то время как на других чувствуется определённый налёт вымученности и усталости. Определённый хитовый потенциал имеется у “Goodbye Year, Goodbye”, но даже этот номер кажется каким-то пустым, будто тебе подсовывают красивый фантик, приятно шуршащий в руках и радующий глаз блестяшками, но внутри оказывается лишь кусок мела. 

Конечно, "Alphabetland" - это событие, которое определённо порадует страждущих фанатов X, но давайте будем честными: пластинка эта отнюдь не идеальная и даже не отличная. На ней есть свои замечательные моменты, а вокал Иксен всё ещё так же хорош, как он был в восьмидесятые, но это всё не искупает очевидных огрехов альбома. "Alphabetland" очень уж сильно намекает не только на длительный разрыв между записями X, но и на зрелый возраст музыкантов, - панк-рок в их исполнении кажется каким-то синтетическим и усталым. Может быть, им имело смысл заняться немного другим жанром, который бы им самим больше пришёлся по сердцу? Кто знает...