Метрополитен впервые запустили 15 мая 1935 года протяженностью 11,2 км с 13 станциями.
Именно в этот день 85 лет назад вступила в строй первая очередь от Сокольников до Парка культуры и отдыха им. Горького.
Тогда почти все станции сооружались открытым способом с рытьём траншей.
...Открытый способ работы — тяжелый способ.
Тесно. Казалось бы, над головой земли нет, фронт работы широкий, но над головой висит подземное хозяйство, оно висит на поперечинах, и наладить выборку грунта очень трудно, тем более, что улица нужна не только одним нам.
В Берлине работали экскаваторы, но на нашей дистанции экскаватором работать нельзя: грунт у нас был — плотная глина с плывунами внизу, — остаток когда-то прошедшего здесь ледника, и он не поддавался ковшу экскаватора.
Приходилось применять лом, кирки и затем уже подавать разрыхленный грунт наверх...
Н. С. Смульский, начальник 3-го участка 3-й дистанции
От «Библиотеки им. Ленина» был сделан переход на станцию «Коминтерна» (ныне «Александровский сад»), от которой поезда шли вначале до Смоленской площади, а позднее и до Киевского вокзала (в 1936 году был построен метромост). Каждая из станций метрополитена была уникальной.
Кропоткинская, открыта 15 мая 1935 года
Архитекторы А. Н. Душков и Я. Г. Лихтенберг основное внимание уделили столбам-опорам, похожим на строгие и изящные большие факелы из серо-белого мрамора. До 1957 года станция называлась Дом Советов, так как она находилась на месте взорванного 5 декабря 1931 года храма Христа Спасителя.
Когда задумали снести храм Христа Спасителя, являвшийся из-за своей массивности и золотого купола своего рода собирательным пунктом зрения при взгляде на Москву издали (в особенности с Ленинских гор), то это было сделано не только потому, что здесь нашли наилучшее место для необходимого нам гигантского Дворца Советов..., но и для того, чтобы дать Москве некоторое завершающее здание, зримый архитектурный центр...
А. В. Луначарский
Площадь Революции (открыта 13 марта 1938 года)
Станция метро украшена более чем семьюдесятью бронзовыми скульптурами бойцов революции, солдат, матросов, инженеров, студентов, трактористов, пионеров — призванными «рассказать» об эпохе.
Сокол (открыта 11 сентября 1938 года)
Станция метро отличается сочетанием сложных форм с лаконизмом отделки.
Закрытые показы
Когда впервые запускали метро, конечно, были устроены закрытые показы. Один из них прошел 8 февраля 1935 года (на фото даны и часы поездки, 18:33).
8 марта 1935 года президиум Моссовета выписал пригласительные билеты на участие в одной поездке уже с большим интервалом (с 17:00 до 22:00). И вот спустя 2 месяца метро открылось для всех.
У меня почти полвека хранится билет, с которым я ехала в первый день пуска метрополитена — 15 мая 1935 г. ... У меня рука не поднялась уничтожить его.
Из письма, полученного от москвички В. Дербиной (Памятники науки и техники. 1987)
Интересные книги про метрополитен для детей:
Сто историй о подземном городе