Marriage Story, 2019
Режиссёр: Ноа Баумбак
Главные роли: Скарлетт Йоханссон, Адам Драйвер, Лора Дерн, Рэй Лиотта
КОНЕЦ
Маленькое – хочется сказать камерное – кино, снятое Ноа Баумбаком, рассматривающее совсем не маленькую, а очень даже серьезную тему (см. название), гипнотизирует, очаровывает с первых кадров. Но, как и в случае с любым хорошим кино, невозможно вкратце сказать, о чем оно. О браке? О семье? Нет. Оно не об этом, и в то же время обо всём. О чем вот ваша жизнь? Жизнь – это же многоуровневая (если не сказать бесконечноуровневая) история, в ней столько тем и смыслов, сколько ты только можешь объять своим разумом и своей душой; жизнь может быть об упущенных возможностях, может быть о гордости, о преданности, жадности, подлости, глупости, грехе, любви, и обо всем этом одновременно. В каком-то смысле “Брачная история” – это жизнь, просто жизнь. Жизнь ведь не линейна в отличие от историй о жизни. В ней нет внятного начала и понятного конца, в ней нет сугубо чёрного или белого, однозначно плохого или безоговорочно хорошего. Даже смысл (осмысленность бытия) из жизни при желании можно вынуть (и многие в этом преуспевают). Жизнь – это всё, что ты только можешь вообразить и ощутить, помноженное на бесконечность. Так вот “Брачная история” – это эпизод из жизни конкретных людей, за которыми, будто, просто на время стали следить камеры. Эта картина показывает нам мужчину Чарли и женщину Николь. Он – театральный режиссер, она – актриса. У них есть 8-милетний сын. И они разводятся.
НАЧАЛО
Если не бояться сказать пошлость и начать сравнивать (что всегда крайне нежелательно), то я бы сказал, что “Брачная история” – это синтез картин “Голубь сидел на ветке, размышляя о бытие” Роя Андерссона и “Патерсон” Джима Джармуша (кстати, тоже с Драйвером). Ассоциация, как мне кажется, вполне уместна. Во всех трёх случаях это жизнь во всём её величии и безобразии: великий человек/жалкий человек; счастливая романтичная ода/мерзкий, безжалостный хирургический анализ; комфортная простота/серая повседневность; глубинные мотивы и идеи/тошнотворная бессмысленность. И так далее.
“Белые стены” (возьмём это как приём) – деталь, которая становится ключом к пониманию данной картины, если её, конечно, заметить. Фон неважен, обертка – это обертка, смотри, что внутри. Чем меньше декораций, чем проще форма, тем больше вероятности найти что-то внутри этой самой формы.
Здесь всё работает: каждое действие, каждая мелочь, каждый взгляд. Здесь нет классического “пути героя” (или героев), нет традиционной завязки и развязки (как в жизни опять таки), нет “обыденного мира”, “зова к приключениям”, “чрева кита” и прочих стадий, почерпнутых авторами из мифологии. Но есть, конечно, и “привратники”, и “наставники”, и “оборотни” – без архетипов никуда (это всё-таки уже психология, а не мифология). Люди такие люди.. Что занимательно (и что меня лично как зрителя очень радует), так это то, что сюжет здесь двигают не трагедии, убийства или прочие необычные, ”вкусные” события, а улыбки и слёзы, признания и ложь, оскорбления и извинения, переезды и праздники. Всё реалистично взаимосвязано. Правда ведь, что то, как смотрит на нас человек, с которым мы говорим, может повлиять на наши действия? В данной картине это может повернуть траекторию сюжета. Как и в нашей с вами в жизни, как и в реальности, чёрт возьми. Сценарий написан человеком (Баумбаком), что очень внимателен к деталям, мотивациям, поведению в реальных “предлагаемых” обстоятельствах. И, что примечательно, ни одну сцену не вырвешь из сценария – всё настолько сплетено, так компактно, так выверено, что даже определиться трудно, это гигантская труднейшая работа Мегамозга, или это та самая гениальная простота.
Режиссёрская работа, актёрская работа, достигающая в какой-то момент кристальной достоверности – всё достойно пристального внимания и больших искреннейших похвал. Адам Драйвер здесь (окончательно) доказывает всему миру, что он действительно Артист (с большой буквы!), тонкий, чувственный, умный, смешной, трагичный, нелепый, сильный, большой. Что же касается Скарлетт Йоханссон, то я просто скажу, что очень рад, что она уделяет хоть немного времени – пару рабочих месяцев – съемкам в достойных, интересных работах в перерывах между прыганьем из одних лосин в другие. Также очень хочется отметить небольшой, но яркий перформанс Рэя Лиотты. Одно его “she’s a bitch!” стоит просмотра.
Да и вообще, друзья, кино стоит просмотра, если ещё остались сомнения.
NB: Alone is alone, not alive..
PS: Напишите в комментарии, что думаете об этом фильме, чем он вам запомнился. Ну, и подписывайтесь, чтобы быть в курсе всего самого интересного и достойного в мире искусства. Плюс это помогает нам делать контент всё чаще и всё качественнее.
Спасибо, что дочитали. God bless! Go green!