Найти тему
Ритм Евразии

Продовольственная безопасность во время пандемии выходит на первый план

Охватившая мир пандемия может стать причиной сотен тысяч смертей не только непосредственно от самого заболевания, но и иных, самых катастрофических последствий. На фоне введения большинством развитых стран карантинных мер, уже сегодня можно наблюдать резкое сокращение мировой экономики, рост безработицы и социальной напряженности.

В этой связи особую обеспокоенность вызывает вопрос продовольственной безопасности всего мира. Как отмечали в апреле представители Всемирной продовольственной программы ООН, через несколько месяцев человечество «может столкнуться с голодом библейского масштаба», а ежедневно от него будут умирать 300 тыс. человек, не учитывая последствия COVID-19. Всего же, согласно докладу Глобальной сети по борьбе с продовольственными кризисами, до конца года с острой нехваткой продовольствия могут столкнуться около 265 млн человек, что в два раза больше, чем в прошлом году.

В сложившихся обстоятельствах неудивительным является то, что в Белоруссии поставили свою продовольственную безопасность выше, чем последствия нынешней пандемии. Еще в начале апреля на одном из совещаний Александр Лукашенко отмечал, что весь цикл сельскохозяйственных работ в течение года необходимо взять на «жесточайший контроль», так как «нефть нефтью, но ее на стол не подашь». При этом он задавался риторическим вопросом о том, что если посадить людей под замок и ввести жесткие карантинные меры, то в будущем «что жрать-то будем?». И именно исходя из такой позиции белорусского лидера в республике было принято решение заниматься сельскохозяйственными работами в полном объеме, несмотря ни на какую коронавирусную инфекцию. Как отмечали ранее в министерстве сельского хозяйства и продовольствия республики, «люди работают в полях в привычном режиме, паники в коллективах нет, предписанные медиками меры безопасности все выполняют».

К началу мая в Белоруссии, действительно, было выполнено практически все, что планировалось ранее. Сельскохозяйственные организации страны провели яровой сев на 90,4% запланированных площадей (2,3 млн га из 2,6 млн га). При этом в руководстве страны в текущем году и вовсе заявили о том, что планируют достичь темп роста производства продукции в общественном секторе до 105,4%, в том числе в растениеводстве – 107,7%. Всего же, по расчётам властей, производство зерна в 2020 году должно быть в объеме 8,1 млн тонн (из них 6,5 млн – фуражного), картофеля – 1,1 млн тонн, сахарной свеклы – 5 млн тонн, маслосемян рапса – 623 тыс. тонн, овощей – 622,4 тыс. тонн, плодов и ягод – 170 тыс. тонн.

По мнению чиновников, этих объемов волне должно хватить, чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны на ближайшее время. При этом стоит заметить, что в Белоруссии отнюдь не отказываются и от импорта сельхозпродукции, в том числе из России, однако прекрасно осознают, с какими трудностями могут столкнуться в данном направлении в связи с пандемией COVID-19. В этом официальный Минск убедился нынешней весной, когда возникли проблемы с поставками гречневой крупы из РФ, что чуть не стало очередным очагом напряженности в белорусско-российских отношениях.

 В конце марта А. Лукашенко, комментируя ажиотаж на гречку в России, заявлял, что запасов этого продукта в стране достаточно и их хватит на полгода вперед. «Нет никаких больших проблем. Ну не будет гречки, будем пшенную кашу есть… Не забывайте, что у нас картошка есть. Так что мы с голоду не умрем», – сказал тогда президент Белоруссии. Однако в начале апреля он уже отмечал необходимость увеличения производства гречневой крупы, а чуть позже и вовсе поручил губернатору Могилевской области Леониду Зайцу произвести ее в «достойном количестве», аргументировав это тем, что «россияне отказались с нами работать, как это было в советские времена, когда мы там больше закупали гречихи». При этом в Российском зерновом союзе ответили на реплику Лукашенко тем, что не слышали, чтобы РФ ограничивала экспорт гречки в Белоруссию, добавив, что оптовые цены на нее слишком высоки и только поэтому Минску невыгодно закупать ее на российском рынке.

В то же время стоит отметить, что ограничения на экспорт некоторых видов продуктов, действительно, вводились в России, но достаточно быстро были отменены. Кроме того, Белоруссия сама, будучи членом Евразийского экономического союза, вместе с остальными участниками объединения запрещала вывоз отдельных видов продовольственных товаров, в том числе гречки, риса и репчатого лука. Позже, понимая, что пандемия серьезным образом ударит по экспорту некоторых видов круп, белорусский Минсельхозпрод сообщил, что страна в нынешнем году откажется от импорта гречки и полностью обеспечит внутренний рынок отечественным продуктом. Для этого, по всей видимости, на свет и появилось постановление правительства республики от 30 апреля, предусматривающее увеличение госзаказа на гречку в 2020 году в 2 раза – до 30 тыс. тонн.

Примечательно, что, согласно официальным заявлениям белорусских чиновников, никакие нынешние мировые проблемы практически никак не сказываются на местном сельском хозяйстве. По словам заместителя министра экономики республики Дмитрия Матусевича, агропромышленный комплекс страны с конца прошлого года растет на 4,5-5,5% ежемесячно, и этот тренд должен сохраниться до конца года, что «очень выгодно в текущей ситуации для страны, поскольку мы обеспечиваем продовольственную безопасность и зарабатываем валюту на экспорте продуктов питания».

Более того, оказалось, что на конец апреля в хранилищах сельхозорганизаций и фермерских хозяйств Белоруссии находилось на хранении 20,7 тыс. тонн овощей, что почти в 3 раза больше, чем было в прошлом году. Официально такие показатели удалось достичь благодаря проводимой модернизации всего АПК, в том числе выведению   новых сортов и гибридов сельскохозяйственных растений. Последнее, как отмечают в Минсельхозпроде, позволило существенно увеличить урожайность картофеля с 208 центнеров с гектара в 2015 году до 282 центнеров в 2019-м, а овощей – с 299 до 328 соответственно.

Если обратиться к статистике, то последние действия властей Белоруссии, действительно, приносят свои результаты. Согласно имеющейся информации, экспорт сельхозпродукции в I квартале не только не упал, но и вырос на 9,8%, составив более $1,4 млрд. Мяса и мясопродуктов было продано на 10,9%, а молока и молокопродуктов – на 14,8% больше, чем в прошлом году. При этом увеличение поставок наблюдалось практически по всем регионам: в Россию – на 4,4%, в страны СНГ без учета РФ – на 24,7%, а китайское направление и вовсе показало рост в 2,4 раза. При этом стоит отметить, что РБ смогла стать даже лидером по росту объемов сельхозпроизводства в ЕАЭС, который в союзе за первый квартал увеличился на 3,2% до $12,5 млрд. Рост в Армении составил 4,1%, Казахстане – 2,5%, Кыргызстане – 0,5%, России – 3%, а в Белоруссии – 5,5%.

Однако стоит заметить, что при всех нынешних достижениях белорусского АПК, есть в сегодняшней ситуации и ряд негативных моментов. Помимо появившихся весной проблем с гречкой и рисом, в республике за последние месяцы стал наблюдаться рост цен на мясную продукцию. Например, по данным Нацбанка, только в марте у производителей птицы цены выросли на 22,3% на индеек, а на кур – на 8,1%. Эксперты связывают это не только с начавшимся проблемами в мировой экономике, но и эпидемией птичьего гриппа в Европе, что сократило импорт данной продукции, а закрыть свой рынок, из-за необходимости увеличивать экспорт, белорусским производителям полностью не удалось.

Кроме того, неблагоприятно складывается сегодня ситуация и с условиями ведения сельского хозяйства, что связано с изменениями климата. Это уже привело к ухудшению ситуации с выращиванием таких характерных для республики культур, как лен и картофель. Нынешний же год принес белорусским аграриям и дополнительные проблемы. Из-за отсутствия осадков (например, в Гомельской области выпало все лишь 19% от нормы за апрель) на юге республике участились пылевые бури, которые буквально превращают посевы в песчаные дюны.

В целом же ситуация в агропромышленном комплексе Белоруссии, несмотря на пандемию коронавирусной инфекции и ряд иных проблем, продолжает оставаться удовлетворительной. В стране работают все сельхозпредприятия, заканчивается посевная, а на полках магазинов не ощущается какого-либо дефицита продовольствия. Более того, белорусские власти продолжают рассчитывать на то, что в сложившейся ситуации страна не только сумеет полностью обеспечить себя продуктами питания, но и увеличит их экспорт.

Учитывая тот факт, что сегодня во многих странах Европы разворачивается трагическая картина, связанная с невозможностью полноценной уборки урожая из-за отсутствия рабочих рук, Белоруссия вполне может рассчитывать на повышенный интерес к своей сельхозпродукции со стороны. В любом случае белорусам вряд ли стоит переживать – в нынешнем году они без еды не останутся.

Оригинал статьи размещен здесь