«Мона Лиза», или «Джоконда». Хранящаяся в парижском Лувре картина Леонардо да Винчи. Более пяти столетий ценители прекрасного безуспешно пытаются разгадать секрет улыбки этой флорентийской дамы, даже подлинное имя которой скрыто завесой тайны.
СВИДАНИЕ НА ВОЛХОНКЕ
История моего знакомства с «Моной Лизой» началась летом 1974-го. Тогда во второй раз после окончания Второй мировой войны знаменитая картина Леонардо да Винчи официально выставлялась за пределами Лувра. В 1963 году средневековая красавица совершила визит на борту океанского лайнера «Франция» в США, а в 1974-м «Джоконда» гостила в Токио и Москве, куда путешествовала на борту воздушного судна.
Ажиотаж вокруг выставки в Музее изобразительных искусств имени Пушкина был колоссальным. Люди дежурили в очередях ночами, и вряд ли бы мне удалось увидеть творение Леонардо, если бы я не подрабатывал в студенческие каникулы проводником приходившего в столицу в полпятого утра поезда Феодосия — Москва.
Ночью на одной из станций между Орлом и Тулой я оказался единственным, кто открыл двери вагона во всем составе «студенческого» поезда. Ко мне попросился заяц, точнее — «зайчиха». Молодая девушка честно призналась, что денег у нее нет, но она мечтает увидеть улыбку Джоконды и готова занять очередь в музей, где экспонировалась знаменитая картина. По такому случаю я даже оплатил ей проезд на такси от Курского вокзала до Волхонки и обратно, зайцем — отвез.
Воспоминания от первой встречи с «Джокондой» остались смутные. Больше всего запомнилась очередь и то, что задерживаться у картины разрешали на 30 секунд. В эпоху застоя и это казалось счастьем. Кто бы мог подумать, что через каких-то двадцать лет можно будет махнуть «в Париж, по делу, срочно»!
ДЖОКОНДА, ВЕНЕРА, НИКА
Наблюдая за российскими туристами, коих в столице Франции немало, отметил для себя любопытный факт: даже те, кто последний раз в Эрмитаже был со школьной экскурсией, а о наличии в Москве великолепного собрания живописи на Волхонке и не подозревают, устремляются в Лувр и музей д’Орсе, украшением которого являются полотна импрессионистов. Лишь потом наступает пора походов по бутикам «Галереи Лафайет» или универмагам «Тати».
Лувр — самый посещаемый музей мира. За год полюбоваться «Джокондой» и другими шедеврами, хранящимися в бывшей резиденции французских королей, приходят свыше десяти миллионов посетителей, и с каждым годом эта цифра растет. При этом Лувр остается очень живым музеем, где постоянно проводятся интересные временные выставки.
В начале 80-х годов прошлого столетия по решению тогдашнего президента Франции Франсуа Миттерана из Лувра были выселены последние государственные учреждения и проведены реставрационные работы. Во дворе Наполеона появилась знаменитая пирамида, осуществляющая связь между новыми залами и двором, построенная по проекту американского архитектора Йох Минг Пи.
Входной билет в Лувр сейчас стоит 12 евро. Для тех, кому еще не исполнилось 18 или уже исполнилось 65, а также для безработных и студентов из стран ЕС вход бесплатный. Для остальных подобная «халява» только в первое воскресенье месяца, но посещать музей в этот день не советуем. Очереди на вход громадные, в залах толчея.
В Лувре всех манит прежде всего «Джоконда». На втором и третьем местах в рейтинге популярности «Венера Милосская» и «Ника Самофракийская». На всех входах в музей установлены таблички с изображением шедевров и указатели кратчайшего маршрута к ним. Такой шаг музейным служащим не кажется излишним, несмотря на то что каждый посетитель Лувра может взять подробный и бесплатный путеводитель на большинстве языков мира. Есть и на русском.
Во Францию «Мону Лизу» привез сам Леонардо да Винчи, когда приезжал в Париж по приглашению короля Франциска I. Монарх приобрел картину для своего замка Фонтенбло, а в начале XIX века она обрела постоянное место в Лувре. В современном музее для «Моны Лизы» оборудовали специальное помещение. Ей отвели две трети Государственного зала (Salledes Etats) общей площадью около 600 метров. Решение переселить «Мону Лизу» в новое помещение было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, шедевр несколько терялся. Да и публике, вечно толпившейся перед портретом, было тесновато.
ПРИМАНКА ДЛЯ ЯПОНСКИХ ТУРИСТОВ
Громадное помещение перестроили под галерею, на дальней стене которой вывесили знаменитое творение Леонардо. Перестройка производилась по проекту перуанского архитектора Лоренсо Пикераса, продолжалась около четырех лет и обошлась в 4,8 миллиона евро. Как шутят некоторые русскоязычные экскурсоводы, сделано это было в интересах туристов из Страны восходящего солнца. Чтобы в этом не оставалось сомнений, японская телекомпания, выступившая спонсором реставрации, прикрепила у входа в зал специальную табличку. Рядом с ней тоже выстраиваются желающие сфотографироваться. Правда, их меньше, чем у самой «Моны Лизы».
В обычные дни остаться наедине с «Джокондой» и попытаться разгадать секрет ее улыбки так же трудно, как летом 1974-го в Москве. Очереди поменьше, но поток регулируется музейными смотрителями с бицепсами культуристов. С 1956 года, когда некий боливийский турист запустил в полотно камень, картину поместили под специальное бронированное стекло. Это одно неудобство.
Второе, как уже отмечалось, доставляют многочисленные туристы из Страны восходящего солнца. Складывается впечатление, что единственной целью посещения Лувра для них является фотографирование на фоне творения Леонардо. Ну и древнегреческих статуй, к которым также ведут указатели. Зато в зале, где выставлена самая знаменитая картина мира, можно услышать много интересного.
Наибольшее впечатление на автора этих заметок произвел диалог двух американских туристов, который шел на своеобразном русском языке. «Сема, и эту женщину они называют идеалом красоты? — обратилась к своему спутнику дородная женщина. — Да если Даня приведет такую в наш дом, она вылетит на другой конец Бостона!» Честное слово, слышал своими ушами! Русскоязычных групп по Лувру бродит великое множество, причем не только из стран бывшего Союза, но и из Западной Европы, США, Израиля и даже Австралии. Русскоязычные газеты этих стран пестрят объявлениями об экскурсиях в Париж с посещением Лувра.
И все же один раз мне довелось оказаться практически в одиночестве в зале, где выставлена «Джоконда». Во всяком случае, японских туристов и русскоязычных групп там точно не было. Обычно Лувр работает с 9 до 18, а по средам и пятницам — до 22 часов. Однажды часы работы музея были продлены до десяти вечера и в четверг, когда в Лувре организовали «молодежный день». Очень интересное и полезное мероприятие, когда в роли музейных служителей и экскурсоводов после шести вечера выступили молодые ребята, студенты парижских вузов. Немногие посетители знали об этом приятном сюрпризе, и в зале «Джоконды» было непривычно пусто и тихо. Из-за стекла улыбалась мне Мона Лиза. Только секрет улыбки разгадать все равно не удалось.
НЕРАЗГАДАННЫЕ ТАЙНЫЕ ЗНАКИ
Одни видят в Моне Лизе божественную красоту, другие — тайные знаки. Многочисленные исследователи творчества Леонардо да Винчи нашли подтверждение существования флорентийской дамы, якобы изображенной на хранящемся в Лувре портрете, и даже ее могилу. Многие искусствоведы утверждают, что художник использовал нескольких моделей. Мастер всю жизнь совершенствовал свое произведение, добавляя черты и других натурщиц. Получился в итоге коллективный портрет идеальной женщины эпохи.
По официальной версии, Леонардо был сыном нотариуса и крестьянки. Отец художника не мог жениться на ней из-за своего положения. Он взял в жены девушку из знатной семьи с приданым, но та оказалась бесплодна. Мать воспитывала Леонардо первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. Бытует мнение, что разлученный с матерью в раннем детстве художник всю жизнь пытался воссоздать образ и улыбку матери в своих картинах. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Леонардо да Винчи».
Свою лепту в разгадку секрета улыбки Джоконды пытаются внести медики. Датский врач Финн Беккер-Христиансон поставил ей диагноз: врожденный паралич лица. Асимметричная улыбка, по его мнению, говорит об отклонениях в психике.
Французский скульптор Ален Рош попытался воплотить Мону Лизу в мраморе, но у него ничего не получилось. У модели все было неправильно: и лицо, и руки, и плечи. Скульптор обратился за помощью к физиологу Анри Греппо, а тот привлек специалиста по микрохирургии рук Жан-Жака Конте. Вместе они пришли к выводу, что правая рука загадочной женщины не опирается на левую, потому как, возможно, короче и могла быть подвержена судорогам. Вывод был сделан совершенно неожиданный: правая половина тела Джоконды парализована, а ее таинственная улыбка — тоже лишь судорога.
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». В результате получилась страшная картина. Непонятно даже, как эта женщина вообще жила. По версиям разных исследователей, она страдала от выпадения волос, высокого уровня холестерина в крови и даже алкоголизма. У нее были болезнь Паркинсона, косоглазие, катаракта и астма.
Еще одна популярная «медицинская» версия — беременность. Вполне вероятно, что она соответствует истине. У официальной модели художника Лизы Герардини было пятеро детей. Многие искусствоведы считают, что на картине Леонардо изображена земная женщина в образе Богоматери.
Еще дальше пошли современные исследователи, которые называют шедевр Леонардо первой 3D-картиной в истории живописи. Версия тоже имеет право на жизнь. Ведь гений эпохи Возрождения предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя: летательный аппарат, танк, водолазный костюм.
На протяжении веков в «Моне Лизе» ищут тайные знаки. Ведь Леонардо был не только художником, но и ученым, намного опередившим свою эпоху. Вот и зашифровал гений в своем лучшем живописном творении какие-то секреты. Самая смелая и невероятная версия прозвучала в книге, а затем и фильме «Код да Винчи».
КРАЖА ВЕКА
Секрет же популярности творения Леонардо да Винчи полностью вписывается в тезис о том, что лучшая реклама — это скандал. К залу «Джоконды» ведет галерея, где выставлены еще несколько портретов кисти Леонардо. В одном из них, мужском, явно угадываются черты Моны Лизы. Существует версия, что моделью для этих полотен, а также еще некоторых, выставленных в других музеях мира, был сам художник. Ведь никто из многочисленных искусствоведов за почти четыре столетия не идентифицировал личность флорентийской дамы, как первоначально именовали Джоконду.
Говорят, что Наполеон Бонапарт в бытность руководителем Франции повесил портрет в спальне и нарвался на гнев своей благоверной Жозефины. В качестве компромисса пришлось найти для картины новое место в Лувре. Доподлинно известно, что во время Второй мировой войны шедевр вывезли из Лувра перед приходом в Париж вермахта. Картину спрятали в провинции и несколько раз меняли тайники.
К этому времени «Мона Лиза» уже приобрела статус самой известной картины мира. Этому способствовала кража века, случившаяся в августе 1911 года. Выкрал «Джоконду» итальянец Винченцо Перуджа. Он работал в Лувре, изготавливая футляры для картин, и считал себя патриотом Италии. Синьор Винченцо во что бы то ни стало решил вернуть шедевр Леонардо на «историческую родину».
Во Франции в ту пору меньше всего внимания в музеях обращали на меры безопасности. Этим и воспользовался Перуджа, который ночью снял картину со стены, вынул из рамы и беспрепятственно вынес из Лувра. Более того, пропажу обнаружили лишь через несколько дней. Художник, пришедший копировать «Джоконду», не обнаружил ее на привычном месте. Служащий, к которому он обратился с вопросом, ответил, что, вероятно, ее унесли на реставрацию подрамника. Этот поворот сюжета использовал в своем фильме «Старики-разбойники» Эльдар Рязанов.
ПОД ПОДОЗРЕНИЕМ ГЕНИИ
Зато, когда пропажу обнаружили, шум поднялся страшный. Еще бы! При непонятных обстоятельствах исчезло национальное достояние Франции! К розыскным мероприятиям были привлечены 700 полицейских и жандармов, а в число подозреваемых попали художник Пабло Пикассо и его друг поэт Гийом Аполлинер. Последний перед этим имел неосторожность покритиковать директора Лувра за отсутствие должных мер по охране музея.
На одном из поэтических вечеров Аполлинер пошел еще дальше и заявил, что вообще все музеи нужно уничтожить, потому что они парализуют воображение. Пикассо же попал под подозрение потому, что у него дома обнаружили несколько статуэток, вынесенных из Лувра. Нет, испанский гений не занимался перемещением художественных ценностей собственноручно, но купил их у некоего Жери Пьере, который и «реквизировал» их из Лувра.
Дело о похищении вел знаменитый инспектор Альфонс Бертильон. Он внес немалый вклад в современную криминалистику. Именно Бертильон предложил систему опознания преступника по антропометрическим данным и предложил снимать арестованных в профиль, анфас и пол-оборота, что до сих пор практикуется в пенитенциарных системах большинства стран мира. Вот только дактилоскопии он почему-то не доверял и не удосужился снять отпечатки пальцев, которые остались на раме исчезнувшей картины. Подобная нехитрая операция помогла бы изобличить злоумышленника, но Перуджу никто даже не заподозрил.
Двухлетнее расследование кражи века не дало результатов. Директора Лувра, правда, уволили, с Пикассо и Аполлинера все подозрения сняли, но «Джоконда» исчезла. Как в воду канула. В 1913 году во Флоренции к владельцу галереи Альфредо Гери пришел человек, предложивший купить «Мону Лизу». Им был так и не попавший в поле зрения парижских пинкертонов Перуджа.
Естественно, опытный владелец галереи не поверил, что в его руки попал подлинник Леонардо, но на всякий случай связался с директором галереи Уффици Джованни Погги. Экспертиза, проведенная в самом знаменитом флорентийском музее, подтвердила невероятное: «Мона Лиза» вернулась на «историческую родину». Законопослушные деятели искусства выкупили картину у Перуджи, а затем обратились в правоохранительные органы.
Выяснилось, что два года похититель в буквальном смысле слова спал на сокровище. Шедевр Леонардо хранился дома у Перуджи в сундуке с одеждой, служившем кроватью похитителю. Возвращение «Джоконды» в Лувр сопровождалось не меньшим ажиотажем в прессе, чем ее похищение. С Перуджей обошлись довольно милосердно. Получив чисто символический срок, он вышел из тюрьмы и геройски сражался на фронтах Первой мировой войны в рядах итальянской армии. Вернувшись с полей сражения, женился, обзавелся большой семьей и вернулся во Францию, где открыл магазин красок.
ЗАКАЗЧИК ОСТАЛСЯ В ТЕНИ
После кражи века репродукции «Джоконды» стали неизменным атрибутом иллюстрированных журналов, а сама картина — главной приманкой для туристов в Лувре. И мало кто сегодня вспоминает, что за время поисков шедевра Леонардо и чудесного его обнаружения во Флоренции некий аргентинский торговец живописью Эдуардо де Вальферно продал как минимум шесть высококачественных копий полотна Леонардо в частные коллекции. Их владельцы не были такими законопослушными, как флорентийские галеристы, и в полицию не заявляли.
Существует даже версия, что именно аргентинец был заказчиком кражи века, а патриотически настроенный итальянец — всего лишь рядовым исполнителем. Как это часто бывает в подобных хитроумных комбинациях, свои обязательства мозг операции не выполнил и скрылся со всеми заработанными нечестным путем деньгами. Вот тогда-то Перуджа решил хоть что-то заработать. Если не лиры, то хотя бы репутацию патриота Италии.
О нем действительно часто вспоминают и даже рассказывают во всех подробностях историю невероятного похищения и возвращения «Джоконды» на экскурсиях в зале, где картина Леонардо экспонируется. В основном на русском языке. Японские туристы больше озабочены тем, чтобы сфотографироваться на фоне шедевра. Разгадать секрет улыбки Моны Лизы они даже не пытаются.
«Секретные материалы 20 века» №6(418), 2015. Борис Ходоровский, журналист. Санкт-Петербург