Этот фильм поставлен по реальным протоколам инквизиции процесса 1678-1695 г.в чешском местечке Велке Лосины. Сохранились настоящие орудия пыток. Картина производит впечатление не только жестокостью физических мучений, но и зрелищем предательства и наговоров друг на друга сломленных людей.
Инквизиторское следствие - ловушка из которой нет выхода. Или ты признаешься и осудишь себя и других на костер, или молчишь и тебя признают во власти немого духа и все равно сожгут.
В заставке фильма, под свистящий марш, перед нами проходят образы серии гравюр Гойи "Капричиос" : ведьмы, монахи, дьявольские существа.Затем звучит исступленный мрачный голос монаха, читающего женоненавистнические тексты "Молота ведьм", а на экране - прекрасные тела купающихся женщин.
По ходу фильма мы не раз услышим этого монаха, глаза которого сверкают из полутьмы. Он - словно мрачных дух средневекового фанатического мышления.
Идет католическая служба в богато украшенном величественном соборе, ангельски звучат голоса поющих девушек, но посреди молящихся пробирается старуха-нищенка, по виду - вылитая ведьма, Гойя не отказался бы от такой натуры. Молодой священник причащает паству, начиная, разумеется, с богатых.
Старуха становится последней и, зачем-то, разворачивает перед собой платок. Один из двух мальчиков-служек, несущих свечи замечает, что женщина сплюнула облатку в подставленный платок и доносит на нее. Ведьма схвачена.
Все это объяснится скоро: крестьянке посоветовала местная знахарка полечить заболевшую корову облаткой и та наняла нищенку достать ее. Просвещенный дьякон Криштофер Лаутдер отпустил бы старуху, назначив ей молитвы в покаяние, но горящий рвением священник обращается в епископскую консисторию с просьбой начать следствие.
Выбор падает на бывшего инквизитора, отставленного за неученость, пана Боблиха из Адальштата, где он содержит постоялый двор. Приехавший гонец даже не узнает его, маленького невзрачного человека, прислуживающего за столом. Как он изменится, когда почувствует власть!
Назначенный инквизитор очень жаден и голоден, а имущество казненных поступает во владение трибунала, как средства на ведение процесса, прекрасный способ погреть руки, а тут какие-то крестьянки, нищенки, надо расширять процесс.
Инквизитор со своим доверенным слугой-секретарем составляют список наиболее состоятельных граждан и начинают выбивать показания из арестованных женщин. Они пытают и учат, повторяя, кого надо называть. Самой упрямой оказалась знахарка, пыталась оговорить самого инквизитора, но ей просто сломали шею в подвале темницы.
Костры горят, женщины, для вразумления, подвергаются изнасилованиям в тюрьме, круг следствия расширяется, в него попали уже состоятельные горожане. Инквизитор шантажирует членов трибунала. Дьякон Лаутдер пытается использовать связи, но церковь поддержит не его.
Вообще, какая либо серьезная оппозиция отсутствует. Общество разрозненно, каждый боится быть оговоренным сам. Государственная власть не хочет ссорится с церковью. Местная помещица получает отчисления с конфискованных материальных благ, образованная часть населения слаба, массы - суеверны.
Фильм очень атмосферен, в нем использована музыка Вивальди и основная музыкальная тема создает впечатление нашествия какого-то бездушного зла.
В одиночку против циничной и корыстной карательной системы человек бессилен, к сожалению. Такая сила может любое ничтожество поднять к вершинам власти. Бороться за свободу мышления надо пока она еще не сложилась.