Сегодня архитектурный пост несколько необычный потому, что посвящен он зданию, которое мне самому не нравится, да и по стилю и дате начала строительства немного выходит за исторические рамки, установленные мною. А все дело в том, что судьба здания даже значительно интереснее, чем его архитектурная составляющая.
Те, кто бывал в Италии или хорошо смотрел зимнюю Олимпиаду-2006, конечно, узнали этот город – Турин. А наше сегодняшнее здание - это символ и архитектурная доминанта этого города, башня Моле-Антонеллиана.
История здания началась с того, что 1848 году итальянские евреи были наделены гражданскими правами и община решила построить синагогу. Видимо, община хотела построить что-то очень величественное и превосходящее другие здания, как по размеру, так и полёту архитектурной фантазии (ведь на тот момент это была бы главная синагога страны), поэтому было решено обратиться к архитектору Алессандро Антонелли, который к тому времени прославился возведением 120-метровым куполом базилики Сан-Гауденцио в Наваре. Но выбор этого архитектора, как показала практика, вышел еврейской общине боком.
Дело в том, что изначально (а здание заложено в 1863 году) архитектор обещал высоту здания около 121 метров и стоимость строительства 280 000 лир. Но уже в процессе строительства Алессандро решил пересмотреть проект и добавил ещё 46 метров непонятной башенки. Естественно, это общине очень не понравилось, тем более, что это к тому же увеличило стоимость здания, которое еще и перестало быть главной синагогой страны, так как столица переехала в 1864 году во Флоренцию.
К 1869 году терпение общины подошло к концу и строительство было приостановлено, над недостроенной частью был возведен временный купол.
В 1876 представители общины решили подсчитать сколько было потрачено и решить что делать дальше. Результаты проверки показали, что изначальная смета была сильно превышена, а точнее составила 692 000 лир, и до окончания строительства ещё далеко (история немного напоминает наш питерский стадион). В итоге община решила просто покинуть проект.
Но жители Турина хотели, чтобы здание было достроено, ибо проект им очень нравился. Поэтому местные власти выделили общине новый участок земли и там в срочном порядке построили синагогу, а евреи без сожаления передали недостроенного монстра городу.
Город выделил финансирование и архитектор снова принялся за работу, здание было решено посвятить королю Италии Виктору Эммануэлю Второму.
Строительство было закончено в 1889 году, уже после смерти архитектора. А вот как использовать это здание никак не могли придумать, только в 1908 году там разместился Музей Рисорджименто, но уже в 1938 музей переехал палаццо Кариньяно.
В 1953 смерч снес 47 метровый шпиль башни, и только в 1961 по настоянию общественности он был восстановлен.
После переезда музея Рисорджименто здание долго пустовало, только в 2000 году в нем был открыт Национальный Музей Кино. До 2011 года Моле-Антонеллиана был самым высоким зданием в Италии и до сегодняшнего дня остаётся самым высоким кирпичным зданием в Европе.
Удачный ракурс, статуя тонко намекает, что делал архитектор, когда создавал такого монстра.
А еще здание изображено на итальянских двухцентовых монетках, и говорят, дизайнеры именно его имели ввиду, когда создавали эмблему Олимпиады – 2006.