Найти тему

Евгений Гришковец. Описание нашего сегодня.

«Ты видишь светящийся вечерний проспект, и по обеим сторонам его большие рекламные плакаты, а на этих плакатах большие красивые люди. Эти люди такие позитивные, радостные и красивые… Интересно, а где они нашли таких людей? Я с такими людьми не знаком. У меня таких знакомых или родственников нет. Я себя в этих людях не узнаю. А люди с плаката на одной стороне проспекта радостно сообщают о том, что они недавно так удачно застраховали свою жизнь, и образ этой жизни, что теперь… им стало так хорошо… жить… И они охотно делятся информацией о том, как и где можно застраховаться также…» Евгений Гришковец «Планета»

Прошел очередной ужин с Гришковцом, который совершенно удивительным образом умеет в разговоры ни о чем (о том, что не видит смысла выпивать 50 граммов водки и на этом останавливаться, о том, где в Калининграде готовят лучшие «гребешки») вплетать рассуждения или истории, касающиеся каких-то глубоких, общечеловеческих тем.

В этот раз я зацепился вот за что. Евгений Валерьевич, вспоминая свои любимые фильмы, позавидовал поколению своих отцов. Их поколение было подробно и точно описано тогдашним советским кинематографом. И даже те фильмы, которые на общем тогдашнем фоне, можно было бы признать «средними» и то отличаются именно этой точной описательностью.

В этом смысле он пожалел о том, что нынче таких описателей практически нет. Люди, стараются вывести на экран каких-то выдуманных людей, не существующих в природе, совершающих действия, которые ни один, не то что нормальный, а вообще существующий в природе человек совершать бы не стал. Погружая этих «горе-героев» в абсолютно не мыслимые с точки зрения земной человеческой логики обстоятельства.

В результате большинство нашего современного кинематографа занимается клонированием «фантомов», «облачных людей», не имеющих ничего общего с человеческой природой. Роберт МакКи, автор книги «История на миллион», учитель многих голливудских сценаристов, говорил, что в герое зрители должны узнавать себя и одновременно, чтобы он был привлекателен своей необычностью. Современные сценаристы первую часть его фразы видимо прослушали, поэтому сделали утрированной вторую.

Почему стал популярен сам Гришковец, именно потому, что зрители начали узнавать в его героях себя. Они думали то, что с ними происходит, происходит ТОЛЬКО с ними и больше ни с кем. А оказалось, их проблемы и вопросы, которые они себе задают, имеют общую человеческую природу… И поклониться Евгению Валерьевичу я готов в том числе и за то, что он один из немногих занимается ОПИСАНИЕМ нашего с вами СЕГОДНЯ. Именно по его описаниям наши внуки и правнуки, равно как и последующие поколения, смогут хоть как-то беседовать с нами НАСТОЯЩИМИ. А не с теми киборгами, которые рождаются в болезненной от жизненной неопытности фантазии молодых сценаристов и режиссеров.

А то, что реальная жизнь живых людей интереснее, фантастичнее, мудрее любых самых безумных фантазий, это я вам, как сторителлер, который проводил сотни больших интервью-бесед с абсолютно разными людьми (от школьников и студентов до миллиардеров и селебритиз), могу подтвердить с полной уверенностью в своей правоте… Не надо сочинять «фантомы»… Лучше, помогайте живым людям вспомнить их жизнь…