В среду Google выпустила бесплатное приложение для видеоконференций Google Meet. В начале апреля Skype от Microsoft добавила функцию, которая позволяла пользователям переходить на вызов, нажимая одну ссылку. Кажется, что обе компании догоняют неожиданно популярный Zoom, хотя они и являются доминирующими технологическими мегакорпорациями, которые уже более десяти лет предлагают конкурирующие продукты.
На протяжении большей части начала 2010-х годов Skype и Hangouts (которые в итоге стали Meet) устанавливали стандарт для приложений видеочата. Итак, как Zoom вышел вперед?
Microsoft и Google с самого начала использовали иной подход к видео-чату, нежели Zoom. Zoom был запущен в 2011 году как однофункциональное приложение, ориентированное в основном на видеочат. Тем временем технические гиганты запустили групповой видеочат в качестве функции, связанной с другими сервисами, такими как платформа голосовых вызовов Skype или обреченная социальная сеть Google Google+. Чтобы общаться в чате, пользователи должны были войти в Google+. Чтобы войти в 10-полосный групповой видеочат, пользователям нужно было загрузить громоздкое настольное приложение Skype. В то время это было небольшим бременем, но в долгосрочной перспективе это поставило обе компании в невыгодное стратегическое положение.
Хотя функции видеочата сами по себе работали хорошо, службы, к которым они были подключены, боролись. Skype не удалось найти основную платформу для обмена сообщениями, поскольку смартфоны позволили новым приложениям, таким как WhatsApp, Facebook Messenger и iMessage, выйти на рынок. Эти приложения предложили улучшения по сравнению с текстовыми сообщениями на основе SMS, привлекая миллионы пользователей на соответствующие платформы.
Затем в 2013 году Facebook объявил, что он будет предлагать бесплатные голосовые звонки всем своим пользователям iOS в Соединенных Штатах. Этот шаг был тихим, но разрушительным ударом по скайпу. В то время как последнее было широко признано, в то время, как одно из лучших кроссплатформенных приложений для голосового и видеочата, Facebook внедрил основной продукт Skype в платформу обмена сообщениями с сотнями миллионов пользователей, которым не всегда нужно общаться через голос. Уже не было достаточно, чтобы предложить один тип функции связи. Успешная в те дни платформа, в масштабах которой работали Google и Microsoft, должна была предложить все.
Это было сообщение, которое Google услышал громко и четко, хотя и слишком поздно. Вскоре после того, как Facebook запустил бесплатные звонки, поисковая компания объявила, что превратит Hangouts в автономный сервис, который объединит текстовые, голосовые и видеозвонки под одним баннером приложения. К сожалению, стратегия Google по поддержке нескольких версий одного и того же продукта подорвала этот план. Он поддерживал Google Talk до 2017 года, даже после запуска Allo, еще одного нового приложения для обмена мгновенными сообщениями, в 2016 году. Google закрыл Allo в 2018 году.
К 2015 году ни Hangouts, ни Skype не преуспевали по сравнению с конкурентами, ориентированными на потребителей. Между тем на горизонте нависла новая угроза.
Сосредоточенный на работе сервис чата был нацелен на завоевание рынка бизнес-сообщений в то время, когда длинные цепочки электронной почты и неуклюжие коллекции мгновенных сообщений были лучшими доступными вариантами. Microsoft и Google оба заняли прочные позиции в аспектах корпоративного рынка - с Office и G Suite соответственно - и поэтому, не сумев привлечь потребителей с помощью своих текстовых приложений, решили развернуть свои чат-платформы на предприятии.
Групповой видео чат пришел вместе для поездки. Большинство основных приложений для обмена сообщениями на тот момент имели определенную форму видеовызовов, и объединение большого количества пользователей в одном видеочате было нишевым случаем, а не тем, что пользователям понравилось в целом. Можно утверждать, что корпоративный контекст имел больше смысла для групповых видеозвонков, поскольку он позволял проводить удаленные встречи и быстрые личные встречи в команде, где передача бизнес-планов с помощью текста была неэффективной.
В 2017 году, после телеграфирования почти в течение года, Google запустил плохо названный Hangouts Chat и Hangouts Meet. Chat был Slack-like программой для чатов, в то время как Meet был приложением для видеоконференций, которое больше всего напоминало как оригинальную функцию Hangouts, запущенную в 2011 году, так и сегодняшние вызовы Zoom. Хотя Google по-прежнему технически предлагал видеочат через ориентированные на потребителя видеовстречи, компания намекает на то, что со 2018 года в конечном итоге прекратит работу в Hangouts для пользователей G Suite.
Это делает предложение предлагать Google Meet бесплатно для всех пользователей с учетной записью Gmail еще более неприятным. Прямо сейчас Google предлагает две конкурирующие службы видеочата, обе из которых - по крайней мере, до недавнего времени - были фирменными Hangouts.
Google не указывает, сколько людей используют чат (хотя сообщается, что 6 миллионов предприятий платят за G Suite, который включает в себя услугу), но у конкурента Microsoft Slack, Microsoft Teams, дела идут очень хорошо. После публичного запуска в 2017 году, он быстро превзошел Slack в ежедневных активных пользователях к концу 2019 года, а также наблюдался значительный рост ежедневных пользователей за последний месяц, поскольку увеличилась удаленная работа.
Но, как и Google, Microsoft потратила годы на поддержку нескольких предложений видеочата. Команды включили видео-чат при запуске. Компания также предлагает эту функцию через Skype для бизнеса, которую компания заявила в 2017 году, что она будет прекращена к 2021 году, хотя она по-прежнему доступна для компаний, которые ее используют. Наконец, есть функция видеочата основного ориентированного на потребителя приложения Skype.
Это означает, что сейчас, если вы хотите провести групповой видеочат через свойство Microsoft, у вас есть три разных варианта, и два из них называются Skype.
К моменту возникновения пандемии коронавируса лучшие функции видеочата Google и Microsoft были либо прикреплены к потребительским продуктам, которые пользователям больше не нужны, либо были заблокированы внутри ориентированных на предприятия продуктов, которые были слишком громоздкими для настройки на лету. Был ли сам видеочат каким-либо хорошим, не имеет значения. Платформы, к которым они были прикреплены, изначально были предназначены не для той аудитории.
Ни одна из компаний не могла извлечь выгоду из внезапного и непредсказуемого роста спроса на функции видеоконференций. Но они были в плохом положении отчасти из-за погони за рынком, который они никогда не догоняли. История Microsoft и Google с видеочатом за последнее десятилетие рисует картину двух компаний, которые пытаются найти нужную аудиторию. Во-первых, они создавали приложения для видеоконференций, в то время как пользователи нуждались в текстовых сообщениях. Затем они развернулись для создания текстовых приложений, в то время как пользователям нужен корпоративный групповой чат. Теперь они превращают свои корпоративные групповые чаты в видеоконференции.
Одной хорошей функции недостаточно для того, чтобы гарантировать успех на рынке, где доминируют платформы. За исключением, как продемонстрировал Zoom, когда это так.