Терроризм - это социальная проблема, порожденная и порождаемая самим обществом на определенном этапе своего развития. Современный терроризм многолик и многомерен. Явление терроризма в наше время успело глубоко внедриться в разум и сердца людей на всей планете.
В настоящее время борьба с терроризмом является одной из глобальных проблем человечества наряду с региональными конфликтами, экологическими катастрофами, голодом в беднейших регионах мира. К сожалению, от актов терроризма не застраховано ни одно государство, ни один народ. Люди гибнут в своих квартирах, на рабочих местах, в транспорте, в местах отдыха. Коварная невидимая смерть подстерегает мужчин и женщин, стариков и детей.
Проблема терроризма в современных условиях требует серьезного теоретического исследования, основывающегося на новом уголовно-процессуальном законодательстве и, разработке научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию этого важного аспекта деятельности. Его виды, формы проявления и последствия практически невозможно прогнозировать, и, соответственно, выработать методологию эффективного противостояния ему. Он весьма чутко реагирует на изменения в обществе и, приспосабливаясь к ним, обретает такие формы, при которых очень сложно отличить его от иной организованной преступной деятельности.
Преступления террористического характера, несмотря на свою долгую историю, в настоящее время стали, в сущности, принципиально новым феноменом [1].
При этом нельзя упускать из виду и того обстоятельства, что терроризм является «крайней формой выражения социального протеста против существующего строя»
Террористы, действующие якобы от имени ислама, нарушают заповеди своей религии, и терроризм в их руках - тактика и стратегия деятельности, заключающаяся в систематическом, организованном и идеологически обоснованном использовании террористических актов для достижения своих политических целей.
Государственная политика борьбы с терроризмом должна реализовываться по наиболее актуальным направлениям:
Четкое определение самой сущности феномена и понятия «терроризм» в отличие его от других форм насилия.
Глубокий анализ и научная классификация многообразных проявлений терроризма с выявлением природы и специфики каждого из них.
Выработка серьезной нормативно-правовой базы борьбы с терроризмом в направлении бескомпромиссности и ужесточения санкций не только в сфере внутрироссийского, но и международного законодательств.
Разработка принципов, методов и технологий эффективной стратегии антитеррора с учетом опыта и практики деятельности отечественных и зарубежных спецслужб, и в первую очередь опыта контртеррористической операции в Чеченской Республике.
Создание действенной государственной системы сбора, обработки и анализа любой информации о готовящихся актах террора и всемерного вовлечения всего населения в эту деятельность.
Организация глубоких исследований типологии и психологии исполнителей терактов [2].
Вопросы правового обеспечения государственной политики борьбы с терроризмом актуальны без преувеличения для любого государства, независимо от того, в какой мере это социальное зло посягает на охраняемые национальным законодательством ценности. Правоведы до сих пор не смогли дать исчерпывающей дефиниции терроризма, и это не случайно, поскольку терроризм чрезвычайно многолик, давно вышел из рамок явлений сугубо только криминального свойства.
В республиках Северного Кавказа преобладает религиозно-политический экстремизм [3].Сущность религиозного экстремизма в республиках Северного Кавказа выразилась в том, что отдельные силы, прикрываясь лозунгами борьбы за пропаганду так называемого «чистого ислама», а в лучшем случае за создание «Исламской Республики», стали проповедовать идеологию ваххабизма, не гнушаясь использования вооруженной силы как средства аргументации.
Распространению ваххабизма на Северном Кавказе способствовало то, что в конце 80 - начале 90-х годов по решению Духовных управлений много молодых верующих были направлены на учебу в страны Ближнего Востока, в основном в Саудовскую Аравию, родину ваххабизма, где они получили исламское образование соответствующего толка и, вернувшись домой, начали вести насаждение ваххабизма в умах молодых верующих людей, которые в последнее время идут на прямую конфронтацию с имамами, обвиняя их в неправильном толковании ислама.
В киосках «Союзпечати» можно было приобрести газеты и другую литературу, которая популяризовала идеи исламского возрождения, исламского единства и священной войны - джихада.