Одна из загадок в биографии Сергея Кирова
В биографии легендарного советского партийного деятеля С.М.Кирова (настоящая фамилия – Костриков) осталось немало загадок. Одна из них – информация о наследниках Сергея Мироновича. Так, некоторые биографы утверждали, что у революционера был «тайный» сын, якобы названный в честь Карла Маркса. Впрочем, другие исследователи категорически опровергали данную информацию, называя её вымыслом и ложью.
О том, что у Кирова была дочь, в конце 1980-х неожиданно сообщила «Красная звезда». В газете вышла статья о Евгении Сергеевне Костриковой – прославленной советской танкистке, начинавшей свой фронтовой путь в качестве медсестры, а встретившей День Победы на посту командира танковой роты.
Особенно корреспондента издания впечатлил такой факт: танкисту Костриковой довелось освобождать город, названный в честь её отца, - украинский Кировоград.
Учёба в школе для «особенных детей»
Для самой Евгении Костриковой родной город – Владикавказ. Здесь Сергей Миронович познакомился с её мамой. Это произошло во время длительной командировки революционера, направленного сюда устанавливать советскую власть.
Увы, брак (для Кострикова-Кирова он был первым) оказался недолгим. Детство Евгении прошло не в домашних стенах, а в специальной школе для «особенных детей», где одноклассниками девочки стали, в частности, испанские дети, эвакуированные в СССР после мятежа генерала Франко. В круг общения Костриковой входили сыновья Микояна, а также сын Фрунзе.
Девушка любила спорт, обожала походы на скачки лошадей, а ещё – книги про удивительные приключения (особенно Вальтера Скотта и Джонатана Свифта).
С 14 лет она вела дневник, однако позже он, увы, пропал в горящем танке.
«Добро» от Клима Ворошилова
В 1941-м дочь С.М.Кирова приняла решение отправиться на фронт. На тот момент у неё было неоконченное высшее образование. Кроме того, девушка закончила трёхмесячные курсы медицинской сестры. Её включили в состав танкового батальона.
Костриковой было суждено пройти сражения под Москвой и Сталинградом, Курскую дугу. Здесь она повидала всё, оказывая помощь бойцам под страшным ураганным огнём. Под Курском спасла 27 танкистов, некоторых из которых вытаскивала из охваченных огнём боевых машин. За это Кострикова была награждена орденом Красной звезды.
В 1944-м Евгения Сергеевна окончила ускоренный курс танкового училища. «Добро» на это, а также на то, чтобы стать командиром танка Т-34, она получила лично от Клима Ворошилова. В 1945-м возглавляла танковый взвод, затем – танковую роту.
Жизнь после Великой Отечественной
Свидетельства современников описывают Евгению Кострикову как синеглазую блондинку, довольно хрупкую с виду.
После демобилизации она жила в Москве. В последние годы была домохозяйкой. Личная жизнь дочери Сергея Мироновича не сложилась.
С журналистами она не общалась. Да и никто к ней не мог обратиться – «рассекретили» дочь советского партийного деятеля лишь в эпоху гласности. Однако эти времена Кострикова (1921-1975) уже не застала...
Впрочем, о девушке выходила статья в американской прессе. В 1945-м её личностью заинтересовалась Элла Винтер из США. Очерк назывался «Дочь Кирова».