Найти тему
Рисующий Шут

Это не демонический образ, а пророк Моисей. Но почему его рисовали с рогами?

Персонаж священного писания – великий пророк Моисей жил очень давно. Где-то в XIV веке до нашей эры. (Если вообще жил, а не являлся фольклорным персонажем).

«Я выбивался из сил, чтобы узнать про него всю подноготную, и с течением времени добился от вдовушки объяснения, что этот самый Моисей давным-давно уже умер. Тогда я совершенно перестал им интересоваться, потому что не спекулирую такими товарами, как мертвецы». (Марк Твен, "Похождения Гекльберри Финна")

Естественно, существует множество иллюстраций и скульптур, изображающих столь значимого персонажа. И вот что интересно – на многих изображениях, сделанных в Европе, он изображен... с рогами.

Если кто не видел - можно полюбоваться....
Если кто не видел - можно полюбоваться....

О чем это говорит? Прежде всего, о добросовестности и дотошности иллюстраторов. Художник, помимо банального «я так вижу» еще и заложник описания (или, как говорят сейчас, «брифа», техзадания). Что важно в этом случае? Важны узнаваемые атрибуты.

-2

Понятно, что это некий бородатый и величественный патриарх, несущий каменные скрижали с заповедями. Но что еще известно о волнующем моменте заключения договора с Богом?

Живущие в Европе читали Библию, естественно, в переводах. И наиболее авторитетным вариантом был латинский перевод Библии, который сделал Иероним Стридонский (перевод известен под названием Vulgata).

-3

Видимо, сей ученый муж изрядно притомился, переводя тексты. Поэтому в книге Исход в главе про Моисея он умудрился слово «луч» прочитать как «рог» из-за похожего написания в древнееврейских манускриптах. В итоге появилась фраза на латыни: «Сornuta esset facies sua» («Рогато было лицо его»). И уже сильно позднее сообразили исправить на «...лицо его стало сиять лучами...».

-4

Почему никого не смутила столь вопиющая странность – сложно уже сказать. Но в итоге мы имеем множество занятных изображений, явно нескучных с точки зрения как художника, так и зрителя. Впрочем, с этими рогами все не очень-то очевидно, потому как в Библии оные рога фигурируют в самых разных случаях.

И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их (3 Цар. 22:11).

Не говоря уже о словосочетании «рог спасения», кой толкуется всяко-разно учеными мужами-богословами.

Впрочем, людям не привыкать к странностям в изображениях сакральных сюжетов.