Найти тему
ДМК

Краб-Барабанщик: Как снять отличный военный фильм, в котором почти нет войны.

Французский режиссер Пьер Шёндёрффер снимал отличные военные фильмы. Но эти фильмы никогда бы не сделали кассу в кинотеатре в наше время.

Дело в том, что его мало интересовала яркая обертка, в которую так любят заворачивать это древнее и любимое занятие человечества современные киноделы вроде Майкла Бэя, Роланда Эммериха, или Мэла Гибсона – все эти эффектные взрывы, компьютерная графика, красивые атаки, ведра искусственной крови и кишки, обильно намотанные на колючую проволоку.

Кадр из фильма "Hacksaw Ridge": Без этого на ваш фильм не придут подростки, не принесут вам денег, и вам придется снимать рекламу и клипы для Рианны
Кадр из фильма "Hacksaw Ridge": Без этого на ваш фильм не придут подростки, не принесут вам денег, и вам придется снимать рекламу и клипы для Рианны

Сам вдоволь наползавшийся с камерой по джунглям (начинал военным кинооператором во Вьетнаме) Шёндёрффер мыслит немного другими категориями, и исследует в первую очередь суть войны, ее смыслы и архетипы, ее метафизические составляющие - Героизм, Долг, Честь, Храбрость, Верность.

И в этом он достиг такого мастерства, что собственно изображение военных действий в его фильмах может занимать совсем небольшой отрезок экранного времени, или их там не будет вовсе. И они ничуть не становятся от этого хуже.

И если «Дьен-Бьен-Фу» и «317 взвод» (о которых мы уже писали здесь.) вполне себе классическое военное кино, то «Краб-Барабанщик», о котором пойдет речь сейчас – больше тянет на своеобразный артхаус. Собственно войны там почти что и нет, и даже судьбу главного героя мы узнаем только из флэшбэков и разговоров о нем других персонажей фильма.

И, тем не менее – это один из самых пронзительных фильмов о войне и о людях войны.

Вот вкратце его сюжет

Военный корабль следует на север, сопровождая рыбацкую флотилию. Капитан корабля тяжело болен, это его последний поход, в котором он преследует определенную цель – увидится со своим бывшим другом и сослуживцем по прозвищу «Краб-барабанщик», который командует теперь одним из рыболовных траулеров.

С Крабом-барабанщиком также знакомы судовой врач и механик, и из их разговоров между собой мы и узнаем о его жизни. Биография Краба чрезвычайно любопытная, но о ней ниже.

Кроме того, из разговоров становится понятно, что когда-то капитан своего друга предал. И об этом предательстве тоже нужно поговорить отдельно.

Жан Рошфор в роли Вахтанга Кикабидзе
Жан Рошфор в роли Вахтанга Кикабидзе

«Краб-Барабанщик» в фильмографии Шёндёрффера является особым кино. Этот фильм является своеобразной связью (через фигуру главного героя) между войной в Индокитае, войной в Алжире и событиями в самой Франции, которые также можно назвать войной.

Гражданской войной.

Это была не такая гражданская война, как допустим, в нашей стране, там не было фронтов, армий, и рейдов кавалерии в тылы противника, но страна была серьезно и непримиримо расколота на два лагеря, во французских городах звучали выстрелы и гремели взрывы.

Виной всему была ситуация в Алжире.

Несите бремя белых: Французский вариант
Несите бремя белых: Французский вариант

Положение во Франции с Алжиром в 50-60-х годах можно сравнить с положением в России с Чечней в 90-2000. Алжир был завоеван французами в 19 веке, но считался не колонией, а одним из департаментов Франции.

После окончания Второй Мировой войны алжирцы (многие из которых воевали за Францию) надеялись, что им предоставят независимость, но французы предпочли закрутить гайки.

Начались столкновения и демонстрации с хорошо знакомыми нам лозунгами, типа «Алжир для алжирцев!», «Французы, езжайте обратно в свою Францию», «Или чемодан, или гроб».

Алжирцы стали терроризировать живших в Африке этнических французов («черноногих»), многие из которых родились и выросли в Африке, и Франции никогда и в глаза не видели.

Париж ответил армейскими операциями. Парашютисты, многие из которых хлебнули лиха во Вьетнаме, предпочитали и в Алжире патронов не жалеть. По старой памяти.

Парашютисты в Алжире проводят "зачистку". Подобные кадры мы наблюдали все 90-е в репортажах из Чечни.
Парашютисты в Алжире проводят "зачистку". Подобные кадры мы наблюдали все 90-е в репортажах из Чечни.

Заварилась кровавая каша. Многие французы в метрополии (в основном это были интеллектуалы, например Жан-Поль Петросян Сартр и Симона де Бовуар) поддерживали алжирцев.

Это нам тоже знакомо.

Де Голль сливает Алжир

Теперь подробнее о предательстве. В 1958 году к власти во Франции вернулся де Голль, заручившись поддержкой военных, которым пообещал, что Алжир не отдаст ни в коем случае.

Но вскоре стало понятно, что дело швах, Северную Африку не удержать, а продолжение конфликта чревато плохими последствиями, прежде всего - для самого де Голля (генерал терял популярность, протесты во Франции против войны росли с каждым днем), ему могли и "указать на дверь"

Де Голль: Алжир-это Франция! Мы его не отдадим, зуб даю.
Де Голль: Алжир-это Франция! Мы его не отдадим, зуб даю.

Как видим, пока вполне можно провести аналогии с чеченским конфликтом в России. А вот далее начинается чисто французская специфика. Военные, поняв, что де Голль «сливает» Алжир, решили его свергнуть, и организовали путч.

(Именно из этих событий вырастает история предательства в фильме. Оба офицера участвовали в заговоре, пообещав друг другу, что в случае неудачи уйдут со службы. Краб выполнил свое обещание, а капитан корабля – нет.)

Путч организовали плохо (даром, что среди организаторов были матерые вояки, прошедшие по две-три войны), он провалился, основных участников арестовали, а те, кому посчастливилось скрыться, создали террористическое подполье(!).

Возникла знаменитая «Секретная Армейская Организация», более известная как «ОАС», которая начала охоту на де Голля, охоту на лидеров Алжирского национального фронта, а также охоту на тех французов, которые поддерживали отделение Алжира.

Эта абревиатура надолго станет головной болью для полиции и спецслужб
Эта абревиатура надолго станет головной болью для полиции и спецслужб

На наши деньги это выглядело бы так – представьте, что после заключения Хасавьюртского мирного договора, армейское командование в Чечне во главе с Львом Рохлиным расстреливает генерала Лебедя, объявляет о предательстве Ельцина, организует переворот, и готовит операцию по захвату Москвы.

Параллельно по всей стране начинается охота на правозащитников, взрывают квартиры Сергея Ковалева, офисы «Мемориала», «Общества солдатских матерей», и кинотеатры, где показывают фильм «Кавказский пленник».

Причем все это делают не террористы, а армейские офицеры. Можете себе такое представить? Вот и я не могу.

А «изнеженные, трусливые французы» такое организовали на раз-два.

Для Франции наступили «веселые» времена. Взрывы в Париже в 1962 году гремели чуть ли не каждый день. На фоне продолжавшейся резни в Алжире, оасовцы взрывали кинотеатры, где шли «проалжирские» фильмы, подкладывали бомбы в квартиры «национал-предателей».

Кстати, и наш любимый Ж.П. Сартр таки едва не попал под раздачу. Еще оасовцоы как-то раз чуть не взорвали Владимира Познера (отца).

Да что там Сартр, если однажды офицеры-террористы расстреляли кортеж самого де Голля. Почти пришли к успеху, но не фортануло. Де Голль остался жив, а участники покушения были схвачены.

Организатор – высокопоставленный офицер армии Жан-Мари Бастьен-Тири был расстрелян.

Мон женераль, скоро вы сольете Алжир, а мы будем в вас стрелять!  - Ну и фантазер же вы, мсье!
Мон женераль, скоро вы сольете Алжир, а мы будем в вас стрелять! - Ну и фантазер же вы, мсье!

Де Голль мог его помиловать, но не стал. Отец Бастьена-Тири – знал де Голля с 30-х годов и сам был ярым голлистом. Чем не «брат на брата»?

Вы не заметили Алжир.

Кадр из фильма "Жюль и Джим" Франсуа Трюффо
Кадр из фильма "Жюль и Джим" Франсуа Трюффо

Столь яркие события, несомненно, должны было найти отображение во французском кинематографе тех лет. Война в Алжире и террор ОАС совпали по времени с расцветом французской «Новой Волны» - нового кино, представители которого не утруждали себя павильонами, декорациями, дорогостоящими звездами, и оборудованием, а просто выходили на улицы и снимали все подряд на только-только появившиеся легкие ручные камеры.

Вместо операторской тележки - инвалидная коляска. Актеры – друзья и знакомые. Декорации – город Париж. Массовка – настоящая парижская толпа (посмотрите «На последнем дыхании» - там прохожие откровенно пялятся в камеру и с удивлением рассматривают бегущего Бельмондо)

Рауль Кутар - оператор, создавший эстетику французской "Новой волны", приложивший руку к созданию знаковых фильмов Годара и Трюффо. Как и Шёндёрффер, начинал фронтовым корреспондентом в Индокитае, и он же был у него оператором на съемках "Краба-Барабанщика". Величественные кадры штормового океана - его рук дело.
Рауль Кутар - оператор, создавший эстетику французской "Новой волны", приложивший руку к созданию знаковых фильмов Годара и Трюффо. Как и Шёндёрффер, начинал фронтовым корреспондентом в Индокитае, и он же был у него оператором на съемках "Краба-Барабанщика". Величественные кадры штормового океана - его рук дело.

Должны были найти отображение – но не нашли.

Многие припомнят фильм «День Шакала», снятый по одноименному роману Форсайта, начинающийся с покушения на де Голля в Пти-Кламаре и посвященный охоте оасовцев на президента Пятой республики. Однако снят он гораздо позже, уже в 70-е, и снимали его англичане.

Кадр из фильма "День Шакала". Заветная мечта любого ОАСовца
Кадр из фильма "День Шакала". Заветная мечта любого ОАСовца

«Новая волна», естественно, «заметила» Алжир. Но прямо по этому поводу предпочла не высказываться. У режиссеров «новой волны» все события, связанные с Алжиром, упоминаются вскользь, намеками.

Мишель Пуаккар, главный герой «На последнем дыхании», упоминает, что он хорошо умеет снимать часовых. Но где он этому научился? Может в Индокитае, а может и в Алжире. Бернар из фильма «Мюриэль» Алена Рене – ветеран Алжира, вспоминающий о пытках, которым он стал свидетелем.

Да, детка, я хорошо умею снимать часовых - Что такое "снимать часовых"?
Да, детка, я хорошо умею снимать часовых - Что такое "снимать часовых"?

И даже намеки были опасны. Годаровского «Маленького солдата» запретили на три года сразу же после выхода – там фигурировали члены некой «секретной организации», склонявшие главного героя к убийству «предателя». Предлогом были «реалистичные сцены насилия», хотя их там не больше, чем в любом фильме с тем же Бельмондо.

Ну, а посмотрев на судьбу «Непокоренного» Алена Кавалье, разгромленного критиками и провалившегося в прокате, или на судьбу скандальной «Битвы за Алжир» Понтекорво, запрещенной к показу до конца десятилетия, деятели «Новой волны» поняли, что к этой теме Франция пока не готова – слишком свежи еще были раны.

Прототипом полковника Матьё из "Битвы за Алжир" стал одиозный командир парашютистов Марсель Бижар, герой Дьен-Бьен-Фу. Сыграл его Жан Мартен, позже игравший и в "Дне Шакала"
Прототипом полковника Матьё из "Битвы за Алжир" стал одиозный командир парашютистов Марсель Бижар, герой Дьен-Бьен-Фу. Сыграл его Жан Мартен, позже игравший и в "Дне Шакала"

Мы не революционеры, мы просто снимаем кино

В защиту «Новой волны» нужно сказать, что она никогда не претендовала на какую-то революционность (за исключением методов кинопроизводства), нонконформизм и отстаивание каких бы то ни было идеалов.

В сущности, «Новая Волна» всегда была буржуазным кино, ориентированным больше на коммерческий аспект и реалии рынка, поэтому касаться острых тем им было не с руки. Примеры (Кавалье, Понтекорво) были достаточно наглядными.

Поэтому за весь французский кинематограф в алжирской теме отдувались в основном киноделы-партизаны, режиссеры-«смертники», ушедшие к повстанцам, как Рене Вотье, часто приговоренные на родине к смерти – терять им было уже нечего. А те, кто хотел и дальше существовать в мейнстримном поле, предпочитали «прогнуться под изменчивый мир».

Яростный Рене Вотье, французский документалист. Еще одно лицо эпохи.
Яростный Рене Вотье, французский документалист. Еще одно лицо эпохи.

«Тащить и не пущать» по-французски.

В свете этого очень интересны традиционные отечественные закидоны про «исконно демократическую правовую Европу, где все разрешено», и «тоталитарный СССР, где все запрещали и душили».

Про «все разрешено» могли бы многое рассказать хотя бы те же Понтекорво, Вотье, да и Годар тоже, а с алжирской темой вообще сложилась ситуация двойной, перекрестной цензуры.

Если вы снимаете фильм, где показываете пытки, изнасилования и анти-партизанские спецоперации в Алжире (или хотя бы намекаете на это), на вас тут же обратит внимание государственная цензура (которой в демократической Европе, как известно, не существует).

И хорошо, если ваш фильм просто «положат на полку» (положить фильм «на полку» могли только в СССР, во Франции такого быть не могло, Годар вам подтвердит), а вас не затаскают по судам (свобода слова, конечно же).

Жан-Люк Годар: Цензуры во Франции нет, отвечаю, пацаны!
Жан-Люк Годар: Цензуры во Франции нет, отвечаю, пацаны!

А если вы снимаете фильм, где в центре находится положительная фигура военного, просто пытающегося выполнять свой долг – на вас обратит внимание уже интеллектуальная общественность, и натурально сожрет вас вместе с кошельком и ботинками.

Вы резко станете нерукопожатым в нужных кругах, ваша карьера будет похоронена (напомню, очень многие влиятельные интеллектуалы, особенно в сфере кино, поддерживали алжирских повстанцев)

Национальная гордость французов была травмирована тем, что военные - вчерашние герои Сопротивления, герои Индокитая, одним махом превратились в палачей Алжира. Хотя винить в этом военных довольно глупо, больше вопросов к тем, кто заставил армию выполнять несвойственные ей полицейские функции, но массовое сознание не знает полутонов.

Именно здесь и проявляется уникальность Шёндёрффера. Он-то как раз не прогнулся не под какое общественное мнение, и продолжал снимать кино о «потерянных солдатах колониальных войн», кино, где в центре – фигура военного, верного приказу, и исполняющего долг, оперирующего такими категориями, как мужество, верность и честь.

317-й взвод: Унтер-эльзасец (справа), воевавший на Восточном Фронте носит фамилию Вильсдорф. Он - родной брат лейтенанта Вильсдорфа, главного героя "Краба-Барабанщика". Вселенная Шёндёрффера.
317-й взвод: Унтер-эльзасец (справа), воевавший на Восточном Фронте носит фамилию Вильсдорф. Он - родной брат лейтенанта Вильсдорфа, главного героя "Краба-Барабанщика". Вселенная Шёндёрффера.

Выпустить во Франции в 1965 году такое кино как «317-й взвод» - значило положить руку в пасть тигру. А ведь он еще и с Ле Пеном дружил, например. Любого другого и за меньшее объявили бы фашистом.

Самое удивительное здесь другое - что претензий к нему особенно ни у кого не было. Почему? А вот здесь самое время вернуться к биографии «Краба-Барабанщика»

Великая эпоха и великие герои.

Эдуард Лимонов назвал раннюю послевоенную эпоху «великой». Из нашей эпохи «крысиных бегов» хорошо видно, что таковой она и была. Та эпоха могла порождать людей с вот такими, например, биографиями:

  • Офицер флота, после окончания училища отправляется служить в Индокитай.
  • Вывозит на своем корабле из зоны боевых действий сотни беженцев.
  • После окончания войны на парусной джонке в одиночку отправляется во Францию. На джонке. Из Индокитая. Во Францию. В одиночку.
  • Попадает в плен к дикарям у берегов Сомали, и становится у них «кем-то вроде бога».
  • Возвращается в Париж, узнает о гибели брата в Алжире, переводится с флота в парашютисты, возглавляет подразделение погибшего брата.
  • Участвует в мятеже, получает срок с отсрочкой приговора, уходит в подполье, вступает в секретную террористическую организацию.
  • Попадается, снова получает срок, отбывает половину, консультирует фильм о самом себе, играет там небольшую роль.
  • Вместе с «королем наемников» Бобом Денаром высаживается на Коморские острова, чтобы учредить там республику наемников.
  • Живет на яхте, пишет книги, выступает на радио. Постоянно ходит с черным котом на плече.
Лейтенант Вильсдорф и его черный кот. На фоне мятежа.
Лейтенант Вильсдорф и его черный кот. На фоне мятежа.

Все это – подлинная биография лейтенанта флота Пьера Гийома, ставшего прототипом лейтенанта Вильсдорфа по прозвищу «Краб-Барабанщик» в фильме Шёндёрфера. Его там можно увидеть в роли прокурора на судебном процессе, судящим своего экранного двойника.

Пьер Гийом, в роли прокурора на "своем" судебном процессе
Пьер Гийом, в роли прокурора на "своем" судебном процессе

Многим из нас хватило бы и одного лишь эпизода из списка выше в биографии, чтобы вспоминать о нем потом всю жизнь, а эти люди жили свои жизни с какой-то даже небрежностью – ну участвовал в мятеже, ну захватил остров, сидел в тюрьме, что такого-то? Все теперь так живут.

Да и сам Шёндёрффер тоже имел кое-что за плечами – матрос с торгового корабля, мечтал работать в кино, пришел в военкомат и попросился занять место погибшего фронтового кинооператора, попал во Вьетнам, мотался на боевые в джунгли с легионерами, прыгал с парашютом в обреченный Дьен-Бьен-Фу, был взят в плен, освобожден, стал корреспондентом, делал репортажи из Алжира и Марокко, осуществил свою мечту и вернулся во Вьетнам, чтобы снять там фильм – чем не лицо эпохи?

Старший капрал Пьер Шёндёрффер в Индокитае.
Старший капрал Пьер Шёндёрффер в Индокитае.

Вся эпоха героична и кинематографична до невозможности – национально-освободительные войны в доброй половине земного шара, биографии, перегруженные славными эпизодами до степени фантастики, взрывы на уютных улочках Парижа, утонченные француженки, оборудующие тайники с оружием в богемных студиях, бандиты, повстанцы, полицейские, полковники-парашютисты. Киногерои? Нет.

Настоящие люди, еще не одномерные, не пластмассовые. Живые. Живые даже на экране.

Финал провалившегося путча – солдаты парашютного полка Иностранного Легиона, взрывающие свои казармы и уходящие в никуда, распевая песню Эдит Пиаф «Нет, я не жалею ни о чем» - сделал бы честь любой военной драме, но реальность была кинематографичнее любого кино.

Образ героя

Только такой режиссер как Шёндёрффер, вероятно и мог создать на экране героя, подобного Крабу-Барабанщику. Михаил Трофименков называет его создателем «архетипа современного военного кино». Но, кроме того, он создал еще и «архетип военного героя». Однако, и в том парадокс, современным этот герой быть не может никак. Наоборот, он абсолютно и потрясающе несовременен.

-20

Фигура улыбающегося капитана в белой форме, стоящего на палубе, кренящейся от ветра джонки с черным котом на плече – она словно бы сошла со страниц Жюля Верна, Саббатини или Фенимора Купера. Современная эпоха не нуждается в таких героях. И поэтому она их и не воспроизводит. Она может изобрести только какого-нибудь капитана Джека-Воробья. Краб-Барабанщик – абсолютнейший антипод Джека-Воробья.

Лейтенант Вильсдорф (Краб) у Шендерфера получился потрясающе молодым, свежим, улыбающимся, очень «французистым» и очень несовременным. Несовременно, словно бы в пику нарождающемуся постмодерну, он искренне верит в старомодные понятия долга и офицерской чести.

В плену у дикарей
В плену у дикарей

Он миф, сродни греческому. Видно, осудить такой образ ни у кого из интеллектуальной общественности, уже ознакомившейся с трудами Маркузе и Ги Дебора, не поднялась рука. Да и глупо воевать с ушедшими тенями и образами.

А они именно ушедшие. Этот уход подчеркивает и сам режиссер. Для того, чтобы встретится с Крабом-Барабанщиком, его бывший друг забирается далеко на Север. Лейтенант Вильсдорф ушел, предпочел ловить треску в богом забытом месте, потому что его время – закончилось.

Капитаны в белом кителе и с черным котом, мятежники, в одиночку пересекающие Красное Море, сегодня не нужны. Они выглядят не просто сумасшедшими, но даже опасными в прагматичную и циничную эпоху, где любые мечты и цели, отклоняющиеся от стандартных, вызывают подозрение – уж не идиот ли их хозяин.

Герои фильмов Шёндёрффера никогда не говорят о деньгах. Там вообще ни разу не звучит слово «деньги». Там иные критерии успеха.

Капитан в белом кителе и с черным котом, мятежник, в одиночку пересекающий Красное Море – мечта любого нормального юноши, «в ночи глядящего эстампы». Кем вы мечтали стать в детстве – капитаном королевских мушкетеров, или галантерейщиком Бонасье?

Сегодня общественное бытие выводит на первый план именно их, галантерейщиков-кутюрье и лойеров-стряпчих, персонажей, что в старых пьесах находились даже не на втором, а на третьем плане – не удостоенные собственным именем, а поименованные как «лавочник, сын лавочника, парикмахер, портной, помощник портного, 1-й подмастерье, 2-й подмастерье, горожане, слуги».

Капитан в белом кителе и с черным котом, мятежник, в одиночку пересекающий Красное Море – покинул экраны кинотеатров, и юноши мечтают стать лавочниками.

Обычно в этом месте добавляют – «и в этом нет ничего плохого», а я скажу прямо – нет, есть. Мечтать стать не капитаном, но лавочником и стряпчим - это плохо, если вам 16 лет. Это значит, что хоть вы и живете, но вы уже умерли. И жизнь ваша будет напрасной.

Наверное, когда-нибудь молодой улыбчивый капитан в белом мундире еще вернется на палубу своей джонки. Случится это примерно тогда же, когда вокруг вас перестанут говорить о деньгах.

Когда это случится, выйдете на берег моря, и оглядите горизонт. Возможно, вы заметите его первым.

Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.

Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц