Продолжаем музыкальную тему, ведь сегодня Международный день джаза. Яркие ритмы, свобода самовыражения, импровизация уже больше века привлекают к джазу поклонников.
Джаз, как мятущаяся душа музыканта, то взлетает вверх саксофонным пассажем, то падает вниз фортепианными переходами, то обрывается на пронзительной ноте, заставляя сердце сжиматься от неясной тоски.
«Птица»
Жизнь джазменов тоже была нелегкой. Один из таких ярких музыкантов — Чарли Паркер. Его историю рассказал в своем фильме «Птица» (1988) режиссер Клинт Иствуд. Чарли родился в 1920 году и уже в 16 лет начал играть такой непонятный джаз, импровизируя по ходу выступления. В своей недолгой жизни Чарли Паркер успел стать одним из самых влиятельных исполнителей джаза и основал новое направление джаза — бибоп. К сожалению, наркотики и личная трагедия привели к смерти музыканта в 34 года. Но даже за такой короткий отрезок жизни он успел войти в аллею славы джаза, а его невероятная музыка стала классикой.
В фильме звучат произведения Чарли Паркера в исполнении лучших джазовых исполнителей современности. Фильм получил «Оскар» за лучший звук. Клинт Иствуд получил «Золотой глобус» как лучший режиссер, а исполнитель главной роли Форест Уитакер стал призером Каннского кинофестиваля. Птицей вдохновлялся и мэтр независимого кино Джим Джармуш.
«Отпуск без конца»
Музыка американского джазового саксофониста и композитора Чарли Паркера вдохновила и мэтра независимого американского кинематографа Джима Джармуша на свой первый фильм «Отпуск без конца».
Джармуш снял фильм за 15 000 долларов на любительскую камеру и шестнадцатимиллиметровую плёнку, в какой-то степени фильм автобиографический. Это прежде всего портрет Нью-Йорка, города с которым связана творческая биография режиссёра. Это история Криса Паркера — парня, который нигде не хочет заземляться, не хочется вписываться в социум, устраиваться на работу, покупать дом в пригороде и заводить семью. Он перекати-поле, обитает в грязных кварталах Нью-Йорка, перебивается случайными заработками, ничем себя не обременяет, ни от кого не зависит и хочет походить на великого джазмена Чарли Паркера.
Чарли тоже в какой-то степени провёл жизнь в метаниях, но если путь Криса Паркера выглядит скорее утопическим, то путь Чарли Паркера сродни полёту. В жёстких джазовых рамках, как бы странно это ни звучало, он совершил революцию. В исходную теоретическую базу он смог внести лёгкость, мечту, романтизм. И в фильме сквозь рутину и серые будни иногда прорывается джазовые ритмы. Они словно говорят, остановись посмотри, есть другой мир. Но герой продолжает бесцельно шататься по трущобам в поисках утраченного я.
И всё это на фоне совершенно не фасадного Нью-Йорка. Обратная сторона, неизвестная зрителю. Разве что немножко затронутая в «Таксисте» Мартина Скорсезе. Но у Джармуша Нью-Йорк ещё более шокирующий, некрасивый, пугающий, и при этом жутко притягательный, манящий. Джармуш словно любуется обшарпанными стенами, зияющими пустырями, грязными стенами, заброшенными домами, не заправленными кроватями, разбитой посудой. Так видит город человек, который выбился из общего потока. Где-то там совсем рядом шум улиц, скопление людей, но всё это происходит в другом мире. Крис Паркер существует параллельно ему. Он видит его, но отстраняется от него. И постепенно начинаешь видеть фильм глазами Паркера, и его отчуждённость становится понятной. Просто это отпуск без конца.
Смотрели эти фильмы? Любите джаз?